Чувашский государственный институт гуманитарных наук > Новости > К 75-летию А.К. Брындина – талантливого человека, скульптора и издателя

К 75-летию А.К. Брындина – талантливого человека, скульптора и издателя

К 75-летию А.К. Брындина – талантливого человека, скульптора и издателя
К 75-летию А.К. Брындина – талантливого человека, скульптора и издателя

В собрание крупнейшего музея России – Государственного русского музея в Санкт-Петербурге в 2016 году поступила скульптура заслуженного художника Чувашской Республики А.К.Брындина «Памяти Врубеля».

Кто же он, Анатолий Константинович Брындин, так вдохновенно и трепетно воплотивший в образе гениального Врубеля всю палитру его мятущейся, ищущей гармонии души? Скульптор-монументалист, так неожиданно открывшийся в портретном жанре. Ведь мы знаем его как мастера, создавшего многие памятники в Чебоксарах, Новочебоксарске и в других городах и селах. Крупнейший в Чувашской республике издатель, основавший известную ныне и за ее пределами «Типографию Брындиных».
Однако этот удивительный человек не перестает нас удивлять своими делами и поступками. «В нашей жизни постоянно происходят маленькие чудеса, которые мы поначалу и не замечаем. Но с течением времени начинаем ценить каждое мгновение, которое может подарить нам радость» – эти слова, обозначенные им как жизненное кредо, мог сказать только мудрый человек, обладающий чутким сердцем и поэтической душой. Именно таким знают Анатолия Константиновича Брындина близкие люди, коллеги и все, кому посчастливилось с ним работать или общаться.
Иногда кажется невозможным совместить в одном человеке два таких разных образа: в первом – художник, глубоко чувствующий и сопереживающий всему вокруг, очень совестливый, интеллигентный человек, в другом – успешно ведущий дело практик. Это происходит, конечно, из-за сложившегося стереотипа в наших головах. Тогда как внутренняя цельность, честность, высочайший профессионализм и умение брать на себя ответственность как раз и позволяют ему смело экспериментировать и пробовать себя в новых областях творческой и практической деятельности. Присущее его личности сильное творческое начало заставило его – признанного скульптора, заслуженного художника Чувашии, в трудные 90-е годы прошлого века, когда монументальная скульптура была совершенно невостребованной обществом, воспользоваться новыми возможностями, предоставленными временем «перестройки» и начать новый путь уже в полиграфии.
А, казалось бы, можно успокоиться: имя Анатолия Брындина в истории культуры Чувашии уже заняло достойное место. Расцвет монументальной скульптуры здесь связан именно с ним – первым профессиональным мастером монументальной и монументально-декоративной скульптуры в Чувашии, окончившим Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. До приезда Брындина в Чебоксары в 1968 году, монументальные скульптурные работы исполняли, главным образом, приглашенные из столичных городов художники. А.К. Брындин во многом сформировал новую городскую среду, его произведения – памятный знак космонавту А.Г. Николаеву на проспекте Ленина, памятник Ф.Э Дзержинскому, рельеф «Конница Чапаева» на стене Музея В.И. Чапаева в Чебоксарах, оригинальный и смелый по своему решению мемориальный монумент в с. Янгорчино Вурнарского района и многие другие завершили существующие архитектурные ансамбли, наполнив их глубоким содержанием. Хотя в жизни и творчестве Анатолия Константиновича случались, казалось бы, неразрешимые ситуации. Так, получив заказ от правительства Республики на создание памятника космонавту-3, он не мог, по существующим законам, запрещающим ставить прижизненные памятники, создать не только ростовую скульптуру, но даже в формате бюста. Так как в «ознаменование подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью» только на его родине. А на родине А.Г. Николаева в Шоршелах бюст был уже поставлен. Выход из ситуации Брындин нашел удивительно красивый: он создал портрет космонавта и поместил его между двух гранитных блоков, символизирующих два крыла и два совершенных в космос полета.
В 2001 году увидела свет книга-альбом «Анатолий Брындин. Скульптор-монументалист», написанная искусствоведом Ю.В. Викторовым. Но в характере Анатолия Константиновича видим полное отсутствие успокоенности, самовлюбленности и мании величия. Это подтверждается и тем фактом, что первую свою персональную выставку он организовал лишь в 2011 году по настоянию его друзей и коллег. Выставка показала, как много было им сделано для Чувашии на ниве монументального искусства и как полиграфическое дело стало его трудами высоким искусством.
Вспоминаются годы преподавания Анатолия Константиновича в Чебоксарском художественном училище. С его приходом впервые скульптура стала важным предметом, дающая студентам необходимое понимание формы и объема. Будучи сам еще совсем молодым художникам, он был одним из самых авторитетных педагогов и вызывал в нас глубокое уважение. Со временем пришло понимание того, что именно привлекает в нем людей. Это – редкие человеческие качества – внутренняя интеллигентность, какая-то непостижимая хрупкость души, терпимость и внимание к людям, которые сочетаются в нем с умом, склонным к железному порядку. Не случайным, наверное, был выбор его творческой профессии: скульптура – вид искусства, требующая, кроме духовного порыва и глубокого чувства, твердой руки и терпения.
Рассказ об Анатолии Константиновиче, проявившем себя ярко, талантливо в разных ипостасях, какие бы трудности жизнь не преподносила, получился бы неполным, если не вспомнить о его общественной деятельности. Не только благотворительностью и желанием бескорыстно помогать людям, нуждающимся в этом, но и профессиональными знаниями участвует он в жизни города. Так, во многом с его помощью, как издателя и художественного редактора, существуют журнал Чувашской митрополии «Бог и человек», альманах Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах. Он входит в состав Общественного совета при этом монастыре. И, надо сказать, сколь важно для его членов в решении некоторых вопросов и проблем его мудрое, умное слово профессионала, пропущенное через душу и произнесенное совсем не громко.
А.И. Мордвинова

Вернуться назад