О поездке в Самару Два мартовских дня проведенные в Самаре были наполнены самыми разными событиями, встречами и открытиями. Поездка состоялась по при-глашению архимандрита Георгия (Шестуна), настоятеля Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, доктора наук, заведующего межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии, академика РАЕН и главного редактора журнала Самарской епархии «Духовный собеседник», а также игумении Нины (Механиковой), настоятельницы Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря в с. Подгоры Самарской епархии. Дело в том, что о. Георгий располагает большой коллекцией живописи и графики самарских художников, к ней прибавились произведения известных чебоксарских художников, приобретенных и подаренных Т.Н. Механиковой, переехавшей недавно из Чебоксар в Самару. Среди них картины и этюды Р.М. Ермолаевой, В.В. Гурина, А.П. Рыбкина, Е.Е. Бургуловой, Е.А. Вдовичевой, И.А. Улангина. Есть и пейзажи самой игумении Нины, окончившей в свое время Чебоксарское художественное училище. Идея о. Георгия, автора многих трудов по православной педагогике, создать при активно строящемся женском монастыре картинную галерею, вполне отвечает его широкой просветительской деятельности. За помощью в создании экспозиции обратились ко мне, как к давнему другу семьи Механиковых. Свято-Ильинский монастырь расположился у самого подножия Жигулевских гор, в удивительно красивых местах напротив города Самары. Здесь бывает много паломников, особенно в летнее время. В строящемся трехэтажном паломническом корпусе и предполагается создать галерею. Поездка за Волгу и просмотр картин занял почти целый день и дал мне богатый материал для размышлений о будущей экспозиции. Ее решили отложить на лето, т.к. строительные работы в корпусе еще не завершены. Вернулись в Самару к вечеру и, как я поняла, о. Георгий поставил задачу показать мне как можно больше местных художественных примечательностей. Из увиденного, в первую очередь хочется отметить архитектуру новых храмов, построенных в древнерусских традициях: внешне простых и строгих, но с белокаменной резьбой и деталями в стиле владимирских и раннемосковских построек. Есть и более монументальные в византийском стиле конца XIX века. Что касается стенных росписей, то сейчас они выполняются масляными красками. В Самаре же впервые увидела современную роспись в технике фрески по сырой штукатурке. В церкви Всех святых их выполнил знаменитый иконописец из Сербии Владимир Кидишевич, известный под именем Бата («Младший брат»), который уже расписал 20 храмов, в том числе и на Афоне, а в Россию приехал впервые. Впечатление от его фресок – как от самых лучших древнерусских росписей – высокая простота и благородство! Затем меня повезли к невероятному художнику, каких я никогда не встречала. Юрий Ивуков, чья большая мастерская находится в подвальном этаже здания цирка, была наполнена картинами, созданными маслом, карандашом, тушью, акварелью, а еще скульптурой из дерева, пластика, проволоки, винтиков, болтиков, посуды и Бог знает из какого мусора, а еще всевозможные «объекты», поражающие оригинальностью замысла и исполнения. Казалось, идеи в его голове рождаются, опережая друг друга. Надо отметить, что в коллекции о. Георгия много великолепных живописных работ этого художника. На следующее утро была большая прогулка по старому городу, который поражает размерами и количеством памятников архитектуры классицизма, псевдостилей второй половины XIX века, модерна, конструктивизма и… далее по ХХ веку. Много скульптурных памятников очень хорошего исполнения (это Вам не памятник Андрияну Николаеву на ул. Калинина в Чебоксарах!), в том числе, недавно открытый «Бурлаки на Волге» Репина на набережной Волги. Побывали в Музее модерна, которым Самара славится, и уже появилась книга «Модерн в архитектуре Самары» (автор В.Г. Каркарьян, 2006) – богато иллюстрированное издание. Однако, удивила неухоженность самарских улиц и переулков, где рядом с отреставрированными стоят облупившиеся исторические здания, глядя на которые невозможно представить, как можно было довести их до такого состояния. Тут же деревянные домики с покосившимися заборами и крышами, а рядом зеркальный красавец о двадцати этажах. Сами горожане шутят по этому поводу, называя Самару вторым Чикаго – городом контрастов. Вечером была поездка на окраину города в подворье Ильинского монастыря, куда (о, Его величество случай!) прибыл и прилетевший в тот день в Самару тот самый иконописец Бата, а также главный проектировщик большинства храмов Самары, архитектор Ю.И. Харитонов. Обсуждался среди прочих вопрос о росписях Знаменской церкви этого подворья, которые Бата планировал начать на следующее утро. Уже затемно выехали обратно: в монастыре жизнь построена по строгим правилам – пустословие и праздное времяпрепровождение здесь невозможно. А рано утром следующего дня мне предстоял долгий путь домой.
А.И. Мордвинова |