Институт
Устав института
 
Администрация
 
Наши сотрудники
 
Директоры института
 
Новые издания
 
Известные чуваши, проживающие за пределами республики
 
Научная библиотека
 
Научный архив
Навигация
О нас говорят
 
Чувашский гуманитарный вестник
 
Чувашская энциклопедия
 
Сотрудники института - ветераны Великой Отечественной войны
 
Сайты-партнеры
 
Реквизиты
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Опрос

Архив
Август 2017 (2)
Май 2017 (23)
Апрель 2017 (58)
Март 2017 (39)
Февраль 2017 (42)
Январь 2017 (17)

Ссылки

Официальный портал органов власти ЧР

Министерство образования РФ

Российский гуманитарный научный фонд

Высшая аттестационная комиссия

Портал органов СМИ ЧР

Чувашское книжное издательство

 
Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия тут.
Памяти коллег
Памяти коллег


ФОКИН
ПЕТР ПЕТРОВИЧ

28 ноября 2007 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался видный чувашский этнограф, старший научный сотрудник отделов этнологии и антропологии и Чувашской энциклопедии Чувашского государственного института гуманитарных наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Петр Петрович Фокин.
П.П.Фокин родился 9 октября 1947 г. в д. Бишево Урмарского района Чувашской Республики. После окончания 11 классов Большеяниковской средней школы с серебряной медалью в 1965 г. поступил на исторический ф-т Московского государственного университета и завершил учебу в 1970 г. по специальности «Этнография». Его учителями являлись такие этнографы как проф. С.А.Токарев (работал зав. кафедрой этнографии в 1956-1973 гг.), К.И.Козлова, Г.Е.Марков, Г.Г.Громов, Л.П.Лашук, Л.Б.Заседателева и др.
С приходом П.П.Фокином в институт непосредственно связано образование в 1970 г. сектора этнографии. С августа 1970 до своей кончины он работал в Чувашском государственном институте гуманитарных наук: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1975 -1982 гг. заведовал отделом этнографии и социальных исследований. В 2002-2005 гг. работал в отделе чувашской энциклопедии в качестве руководителя отраслевой редакции «Средства массовой информации» и куратора ряда отраслевых редакций.
Основная тема исследовательской работы П.П.Фокина - чувашская сельская семья. Издал десятки статей и монографию “”Семья у чувашей» (Чебоксары, 1991, в соавторстве), в 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию «Чувашская сельская семья в конце XIX в. – 1980-е гг.».
Уже первые труды молодого исследователя (Брачная обрядность чувашей Самарской Луки, Брак и семья чувашей Саратовского Правобережья, Молодежные объединения в дореволюционной чувашской деревне, Брак в современной чувашской деревне) были опубликованы в ведущей серии института «История и культура Чувашской АССР», вышедшей в 4 выпусках. П.П.Фокин писал обобщающие аналитические статьи об этнических процессах и развитии этнографической науки в Чувашии (1980, 1990, 2000). С начала 1980-х гг. он уже трудился практически над всей областью традиционной классической этнографии чувашей, в частности, в связи с работой над главами «Очерков истории культуры дореволюционной Чувашии» (1985). В этнографии чувашей трудно найти тему, которой бы серьезно и плодотворно не занимался П.П.Фокин. Объектом внимания исследователя стали практически все элементы традиционной материальной и духовной культуры чувашей – занятия, поселения и жилища, одежда и пища, общественный быт, семья и семейный быт, праздники и обряды, народные знания, верования, народное творчество, мифология, этнические и этносоциальные процессы, межнациональные отношения.историография и т.д. Он заявил о себе как о профессиональном этнографе, авторитетном не только в Чувашии, но и за ее пределами исследователем.
П.П.Фокиным написано более 100 научных трудов, в т.ч. монографий (соавтор более десятка коллективных трудов). Среди наиболее значительных работ главы и разделы коллективных монографий, брошюр: Очерки истории и культуры (материальная и духовная культура) (1985, в соавторстве), раздел «Чуваши» в книге «Семейный быт народов СССР» (1990), Основные направления этнических процессов в Чувашской АССР (1990, Семья у чувашей (1991, в соавторстве), Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья (1994, в соавторстве), Традиционная культура чувашей (1995), Симбирско-саратовские чуваши. Чебоксары, (2004), а также статьи «Традиционное хозяйство чувашей левобережья Черемшана» (2002), «Современная чувашская семья» в научном общественно-политическом журнале «Семья в России / Семья в Чувашской Республике» (2002, №1, в соавторстве), «Рубашка – оберег младенца» (2003) и др. Работы вышли в Чебоксарах, Москве, Йошкар-Оле, Ижевске, Казани, Махачкале, Самаре, Уфе. В последние годы работал над томом «Чуваши» серии «Народы и культуры», монографией «Праздники и обряды чувашей», Чувашской энциклопедией, над очерком «Чувашская семья» для российской энциклопедии семьи.
Значительный вклад П.П.Фокин вложил в комплексное описание и сравнительно-исторический и культурологический анализ чувашской сельской семьи и брака конца XIX-ХХ вв. В исследованиях раскрыты изменения форм брака, брачных норм, типов и структуры семьи, семейно-родственных отношений, причины, вызвавшие эти динамические процессы.
Хозяйственная деятельность чувашей (земледелие и неземледельческие занятия) П.П.Фокиным изучается с начала 1980-х гг. Одной из ведущих тем она стала в связи с исследованиями отдела традиционной материальной культуры по проблеме составления историко-этнографического атласа и освещается в ряде сборников отдела: Бытовая культура чувашей (1985), Этнография чувашского крестьянства (1987), Традиционное хозяйство и культура чувашей (1988), посвященных картографированию материальной культуры, и в монографиях «Чуваши: культура жизнеобеспечения» (1995), «Культура традиционного хозяйства чувашей» (1995). Глубоко изучены П.П.Фокиным все аспекты системы земледелия, возделываемые культуры и стадии сельскохозяйственных работ, пахота и пахотные орудия. Много внимания уделено им изучению форм животноводства, пчеловодству.
Тщательно выявлялись и фиксировались исследователем народные знания, обряды и обычаи, связанные с ведением традиционного хозяйства. Народные традиции подчеркивают большую роль животных в духовной жизни – это отразилось в молениях, духах-покровителей лошадей, скачках на акатуях, катаниях на масленице и т.д. Обрядам, связанным с животноводством, он посвятил отдельные статьи, в частности первому выгону скота, отелу. Скрупулезно выявлял вариации аграрных обрядов. Земледелие и животноводство П.П.Фокин рассматривал в контексте истории этнической культуры чувашей, в частности в кросскультурологическом исследовании «Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья», в становлении и развитии пашенного земледелия в Чувашско-Марийском Поволжье проследил взаимодействие традиций болгар, финского населения, восточных славян, выявил центральноазиатские и северокавказские корни ряда реалий. Уделил внимание эволюции животноводства в Поволжье и в частности у чувашей, реликтовым формам животноводства, традициям кочевого степного животноводства. Так, в коневодстве, как выявлено исследователем, закрепляются два направления – разведение верховых и рабочих лошадей. Знать, служилые люди из чувашей для участия в походах, несения воинской службы имели выученных коней урхамах. Содержание верховых лошадей постепенно исчезает.
Им изучалось такое древнейшее занятие как бортничество. Выявлено, что в XVI-XVII вв. они располагались в почти незаселенных местах Присурья и левобережья Суры. В хозяйстве чувашей немаловажное место занимала охота. Особенности степной и лесной охоты, освоение предками чувашей новых способов охоты, охотничьих орудий, снаряжение охотника, промысловая охота были объектом внимания П.П.Фокина. Его заслугой является также изучение рыболовства и рыбоводства, в т.ч. эволюции этого занятия.
Исследователя интересовала связанная с хозяйством система отсчета времени у чувашей, более того, историко-культурные корни чувашского календаря, к примеру, бытование цикличного календаря (12-летнего животного цикла) у чувашей, эволюция календарной системы. Надо отметить, что в ее реконструкцию он внес свой вклад. Заметим, что во второй половине XIX – начале ХХ вв. чувашские народные календари перестают бытовать.
С его участием были созданы библиографический указатель по археологии и этнографии Чувашской АССР (1986), биобиблиографический словарь «Исследователи этнографии и археологии Чувашии» (2004). Им был написан раздел «Этнография» для юбилейного издания института «Чувашский государственный институт гуманитарных наук.1930-2000 (2000)». Ряд работ он посвятил исследователю культуры и быта чувашей В.К.Магницкому.
П.П.Фокин участвовал в проведении более 20 экспедиций в Чувашии и местах проживания чувашской диаспоры. Полевой материал собирался им в экспедициях 1970-2000-х гг. почти во всех районах Чувашии и ряде регионов Поволжья, для чего им были разработаны программы-вопросники по земледелию, ремеслам, неземледельческим занятиям, семейным обрядам. Он был организатором ряда экспедиций по изучению культуры и семьи, современных этнических процессов как традиционными классическими, так и этносоциологическими методами. Для продолжения лонгитюдного изучения культуры и быта сельского населения Чувашии в 1980 г. под его руководством была проведена экспедиция в 21 селение. По статистическим материалам этих экспедиций написаны работы. В 1988 г. организовал анкетирование русских, татар, мордвы Чувашии по вопросам национальных отношений, в 1994 возглавил экспедицию в Ульяновскую и Пензенскую области по этносоциологическому обследованию проблем национальной культуры.
Ему была чужда т.н. этнографичность или простое любование стариной. В то же время он умел восхищаться увиденным или услышанным, радовался каждой интересной информации, уникальные сведения, получаемые от информантов, вызывали у него восторг. Любил точность, возражал, когда желаемое выдавалось за действительность.
О результатах своих исследований докладывал на всесоюзных, всероссийских, региональных и республиканских научных конференциях.
Около 20 лет П.П.Фокин преподавал этнографические дисциплины на историческом факультете и факультете чувашской филологии и культуры ЧГУ им.И.Н.Ульянова, читал лекции на курсах учителей и работников культуры. Слушателям он запомнился как эрудированный и интересный лектор. Составил программы спецкурсов, учебные пособия, программы-вопросники по сбору материала о традиционной культуре, семье и семейных обрядах, написал статьи по методике и практике школьного краеведения, методическое пособие «Ритуалы праздников и обрядов нового быта» (в соавторстве, на чувашском языке).
В 1990-е-2000-е гг. П.П.Фокин работал над монографией «Праздники и обряды чувашей», которую из-за болезни не успел завершить, писал главы тома «Чуваши» российской серии «Народы и культуры», более сотни статей для Чувашской энциклопедии. Участвовал в грантовых исследованиях института. Редактировал статьи, сборники и монографии.
П.П.Фокин был неофициальным научным руководителем ряда чувашских этнографов, консультировал историков и специалистов других смежных дисциплин. Всем, кто к нему обращался за научно-методической помощью, он оказывал бескорыстные услуги. Отличался эрудированностью во многих областях. Среди его учеников А.Г.Филиппов, Г.Б.Матвеев, О.В.Егорова, Н.А.Петров и др. П.П.Фокин был незаурядным рецензентом, был требователен, замечал малейшие недостатки. Охотно писал рецензии на работы тех коллег, кто прислушивался его замечаниям и советам. Это отношение проявлялось и при обсуждении работ коллег. Наоборот, был немногословен в обсуждениях таких работ, авторы которых ему были менее симпатичны.
Со смертью профессионального этнографа П.П.Фокина ряд областей этнологии чувашей остался без исследователя. Наверное, не так скоро в этнографии чувашей найдется ему достойная замена. Чувашская историческая наука понесла большую утрату. Светлая память о Петре Петровиче навсегда останется в наших сердцах.
Г.Б.Матвеев.
 
2010 © При использовании материалов сайта ссылка на http://www.chgign.ru обязательна