Памяти коллег
ФОКИН
ПЕТР ПЕТРОВИЧ
28 ноября 2007 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался видный чувашский этнограф, старший научный сотрудник отделов этнологии и антропологии и Чувашской энциклопедии Чувашского государственного института гуманитарных наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Петр Петрович Фокин.
П.П.Фокин родился 9 октября 1947 г. в д. Бишево Урмарского района Чувашской Республики. После окончания 11 классов Большеяниковской средней школы с серебряной медалью в 1965 г. поступил на исторический ф-т Московского государственного университета и завершил учебу в 1970 г. по специальности «Этнография». Его учителями являлись такие этнографы как проф. С.А.Токарев (работал зав. кафедрой этнографии в 1956-1973 гг.), К.И.Козлова, Г.Е.Марков, Г.Г.Громов, Л.П.Лашук, Л.Б.Заседателева и др.
С приходом П.П.Фокином в институт непосредственно связано образование в 1970 г. сектора этнографии. С августа 1970 до своей кончины он работал в Чувашском государственном институте гуманитарных наук: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1975 -1982 гг. заведовал отделом этнографии и социальных исследований. В 2002-2005 гг. работал в отделе чувашской энциклопедии в качестве руководителя отраслевой редакции «Средства массовой информации» и куратора ряда отраслевых редакций.
Основная тема исследовательской работы П.П.Фокина - чувашская сельская семья. Издал десятки статей и монографию “”Семья у чувашей» (Чебоксары, 1991, в соавторстве), в 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию «Чувашская сельская семья в конце XIX в. – 1980-е гг.».
Уже первые труды молодого исследователя (Брачная обрядность чувашей Самарской Луки, Брак и семья чувашей Саратовского Правобережья, Молодежные объединения в дореволюционной чувашской деревне, Брак в современной чувашской деревне) были опубликованы в ведущей серии института «История и культура Чувашской АССР», вышедшей в 4 выпусках. П.П.Фокин писал обобщающие аналитические статьи об этнических процессах и развитии этнографической науки в Чувашии (1980, 1990, 2000). С начала 1980-х гг. он уже трудился практически над всей областью традиционной классической этнографии чувашей, в частности, в связи с работой над главами «Очерков истории культуры дореволюционной Чувашии» (1985). В этнографии чувашей трудно найти тему, которой бы серьезно и плодотворно не занимался П.П.Фокин. Объектом внимания исследователя стали практически все элементы традиционной материальной и духовной культуры чувашей – занятия, поселения и жилища, одежда и пища, общественный быт, семья и семейный быт, праздники и обряды, народные знания, верования, народное творчество, мифология, этнические и этносоциальные процессы, межнациональные отношения.историография и т.д. Он заявил о себе как о профессиональном этнографе, авторитетном не только в Чувашии, но и за ее пределами исследователем.
П.П.Фокиным написано более 100 научных трудов, в т.ч. монографий (соавтор более десятка коллективных трудов). Среди наиболее значительных работ главы и разделы коллективных монографий, брошюр: Очерки истории и культуры (материальная и духовная культура) (1985, в соавторстве), раздел «Чуваши» в книге «Семейный быт народов СССР» (1990), Основные направления этнических процессов в Чувашской АССР (1990, Семья у чувашей (1991, в соавторстве), Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья (1994, в соавторстве), Традиционная культура чувашей (1995), Симбирско-саратовские чуваши. Чебоксары, (2004), а также статьи «Традиционное хозяйство чувашей левобережья Черемшана» (2002), «Современная чувашская семья» в научном общественно-политическом журнале «Семья в России / Семья в Чувашской Республике» (2002, №1, в соавторстве), «Рубашка – оберег младенца» (2003) и др. Работы вышли в Чебоксарах, Москве, Йошкар-Оле, Ижевске, Казани, Махачкале, Самаре, Уфе. В последние годы работал над томом «Чуваши» серии «Народы и культуры», монографией «Праздники и обряды чувашей», Чувашской энциклопедией, над очерком «Чувашская семья» для российской энциклопедии семьи.
Значительный вклад П.П.Фокин вложил в комплексное описание и сравнительно-исторический и культурологический анализ чувашской сельской семьи и брака конца XIX-ХХ вв. В исследованиях раскрыты изменения форм брака, брачных норм, типов и структуры семьи, семейно-родственных отношений, причины, вызвавшие эти динамические процессы.
Хозяйственная деятельность чувашей (земледелие и неземледельческие занятия) П.П.Фокиным изучается с начала 1980-х гг. Одной из ведущих тем она стала в связи с исследованиями отдела традиционной материальной культуры по проблеме составления историко-этнографического атласа и освещается в ряде сборников отдела: Бытовая культура чувашей (1985), Этнография чувашского крестьянства (1987), Традиционное хозяйство и культура чувашей (1988), посвященных картографированию материальной культуры, и в монографиях «Чуваши: культура жизнеобеспечения» (1995), «Культура традиционного хозяйства чувашей» (1995). Глубоко изучены П.П.Фокиным все аспекты системы земледелия, возделываемые культуры и стадии сельскохозяйственных работ, пахота и пахотные орудия. Много внимания уделено им изучению форм животноводства, пчеловодству.
Тщательно выявлялись и фиксировались исследователем народные знания, обряды и обычаи, связанные с ведением традиционного хозяйства. Народные традиции подчеркивают большую роль животных в духовной жизни – это отразилось в молениях, духах-покровителей лошадей, скачках на акатуях, катаниях на масленице и т.д. Обрядам, связанным с животноводством, он посвятил отдельные статьи, в частности первому выгону скота, отелу. Скрупулезно выявлял вариации аграрных обрядов. Земледелие и животноводство П.П.Фокин рассматривал в контексте истории этнической культуры чувашей, в частности в кросскультурологическом исследовании «Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья», в становлении и развитии пашенного земледелия в Чувашско-Марийском Поволжье проследил взаимодействие традиций болгар, финского населения, восточных славян, выявил центральноазиатские и северокавказские корни ряда реалий. Уделил внимание эволюции животноводства в Поволжье и в частности у чувашей, реликтовым формам животноводства, традициям кочевого степного животноводства. Так, в коневодстве, как выявлено исследователем, закрепляются два направления – разведение верховых и рабочих лошадей. Знать, служилые люди из чувашей для участия в походах, несения воинской службы имели выученных коней урхамах. Содержание верховых лошадей постепенно исчезает.
Им изучалось такое древнейшее занятие как бортничество. Выявлено, что в XVI-XVII вв. они располагались в почти незаселенных местах Присурья и левобережья Суры. В хозяйстве чувашей немаловажное место занимала охота. Особенности степной и лесной охоты, освоение предками чувашей новых способов охоты, охотничьих орудий, снаряжение охотника, промысловая охота были объектом внимания П.П.Фокина. Его заслугой является также изучение рыболовства и рыбоводства, в т.ч. эволюции этого занятия.
Исследователя интересовала связанная с хозяйством система отсчета времени у чувашей, более того, историко-культурные корни чувашского календаря, к примеру, бытование цикличного календаря (12-летнего животного цикла) у чувашей, эволюция календарной системы. Надо отметить, что в ее реконструкцию он внес свой вклад. Заметим, что во второй половине XIX – начале ХХ вв. чувашские народные календари перестают бытовать.
С его участием были созданы библиографический указатель по археологии и этнографии Чувашской АССР (1986), биобиблиографический словарь «Исследователи этнографии и археологии Чувашии» (2004). Им был написан раздел «Этнография» для юбилейного издания института «Чувашский государственный институт гуманитарных наук.1930-2000 (2000)». Ряд работ он посвятил исследователю культуры и быта чувашей В.К.Магницкому.
П.П.Фокин участвовал в проведении более 20 экспедиций в Чувашии и местах проживания чувашской диаспоры. Полевой материал собирался им в экспедициях 1970-2000-х гг. почти во всех районах Чувашии и ряде регионов Поволжья, для чего им были разработаны программы-вопросники по земледелию, ремеслам, неземледельческим занятиям, семейным обрядам. Он был организатором ряда экспедиций по изучению культуры и семьи, современных этнических процессов как традиционными классическими, так и этносоциологическими методами. Для продолжения лонгитюдного изучения культуры и быта сельского населения Чувашии в 1980 г. под его руководством была проведена экспедиция в 21 селение. По статистическим материалам этих экспедиций написаны работы. В 1988 г. организовал анкетирование русских, татар, мордвы Чувашии по вопросам национальных отношений, в 1994 возглавил экспедицию в Ульяновскую и Пензенскую области по этносоциологическому обследованию проблем национальной культуры.
Ему была чужда т.н. этнографичность или простое любование стариной. В то же время он умел восхищаться увиденным или услышанным, радовался каждой интересной информации, уникальные сведения, получаемые от информантов, вызывали у него восторг. Любил точность, возражал, когда желаемое выдавалось за действительность.
О результатах своих исследований докладывал на всесоюзных, всероссийских, региональных и республиканских научных конференциях.
Около 20 лет П.П.Фокин преподавал этнографические дисциплины на историческом факультете и факультете чувашской филологии и культуры ЧГУ им.И.Н.Ульянова, читал лекции на курсах учителей и работников культуры. Слушателям он запомнился как эрудированный и интересный лектор. Составил программы спецкурсов, учебные пособия, программы-вопросники по сбору материала о традиционной культуре, семье и семейных обрядах, написал статьи по методике и практике школьного краеведения, методическое пособие «Ритуалы праздников и обрядов нового быта» (в соавторстве, на чувашском языке).
В 1990-е-2000-е гг. П.П.Фокин работал над монографией «Праздники и обряды чувашей», которую из-за болезни не успел завершить, писал главы тома «Чуваши» российской серии «Народы и культуры», более сотни статей для Чувашской энциклопедии. Участвовал в грантовых исследованиях института. Редактировал статьи, сборники и монографии.
П.П.Фокин был неофициальным научным руководителем ряда чувашских этнографов, консультировал историков и специалистов других смежных дисциплин. Всем, кто к нему обращался за научно-методической помощью, он оказывал бескорыстные услуги. Отличался эрудированностью во многих областях. Среди его учеников А.Г.Филиппов, Г.Б.Матвеев, О.В.Егорова, Н.А.Петров и др. П.П.Фокин был незаурядным рецензентом, был требователен, замечал малейшие недостатки. Охотно писал рецензии на работы тех коллег, кто прислушивался его замечаниям и советам. Это отношение проявлялось и при обсуждении работ коллег. Наоборот, был немногословен в обсуждениях таких работ, авторы которых ему были менее симпатичны.
Со смертью профессионального этнографа П.П.Фокина ряд областей этнологии чувашей остался без исследователя. Наверное, не так скоро в этнографии чувашей найдется ему достойная замена. Чувашская историческая наука понесла большую утрату. Светлая память о Петре Петровиче навсегда останется в наших сердцах.
Г.Б.Матвеев.