С 7 по 20 июля 2015 года ЧАЭ ЧГИГН продолжила раскопки Сендимиркинского могильника в Вурнарском районе Чувашии. Раскопки на памятнике проводятся с 2012 г. при участии МГПИ им. М.Е. Евсевьева и НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск). Общая площадь исследованной площади могильника ок. 800 м2. Памятник многослойный. Монеты, скопления кальцинированных костей, фрагменты черепа лошади, четыре столбовых ямы, расположенные полукругом и одна округлая яма могут быть отнесены к чувашскому святилищу XVII – XVIII вв., что подтверждается и рассказами старожилов деревни. В 2015 году была зафиксирована траншея, которая достоверно может быть связана с оградой святилища – «киремет карти». Это была прямая траншея глубиной до 50 см, шириной 15-20 см, проходящая через весь раскоп поперек мыса, плавно поворачивающая на 90 градусов у края и продолжающаяся вдоль обрыва. Очевидно, ограда киремети имела прямоугольные очертания и огораживала сакральное пространство, как это и описывается в этнографических источниках. В верхних перепаханных слоях были найдены фрагменты гладкостенной керамики и посуды с сетчатыми отпечатками на поверхности, фрагменты тёрочников, точильных камней, железный наконечник стрелы относящихся к раннему железному веку (вероятно, середина-вторая половина I тыс. до н.э.). В 2015 году было зафиксировано две округлых хозяйственных ямы диаметром 1 и 1,5 м, глубиной 0,3-0,5 м, связанных с поселением. Также интересным представляются значительные выходы болотной руды, обнаруженные почти у поверхности в основании мыса. Вполне возможно, что поселение было связано с месторождением железа, и вероятно, в будущем удастся зафиксировать следы его добычи и обработки. Наибольший научный интерес представляют погребения могильника, датирующиеся пока в широких рамках II–III вв. н.э. С 2012 г. изучено 46 погребений. Могильник имеет рядовую планировку. Ряды вытянуты с СВ на ЮЗ, что соответствует ориентировке мыса, на котором располагается памятник. При этом в центральной части мыса выделяется ряд наиболее крупных и глубоких могильных ям с самым богатым инвентарем. Последнее погребение в данном ряду, изученное в 2014 году, имело размеры 452х130х220 см. Раскопками выявлены яркие женские костюмные комплексы, в том числе ряд новых категорий украшений, как для региона, так и для волжско-финских археологических культур в целом (нагрудные и головные бляхи, височные подвески). Зафиксированы определенные устойчивые сочетания предметов женского костюма, в частности, головного убора, дальнейшее исследование которых позволит сделать выводы о традициях данного коллектива. В женском погребении 34 на черепе сохранился головной убор, состоящий из тканной основы и бронзовых украшений сверху, что позволит существенно продвинуться в научной реконструкции костюма изучаемой культуры. Одно из самых богатых и уникальных женских погребений – захоронение 40, датирующееся первой половиной III в., принадлежало «литейщице». Среди сопровождающего инвентаря были обнаружены литейная форма из мергеля и обрезки бронзовых изделий для переплавки. В 2015 году удалось изучить лишь четыре довольно «бедных» по инвентарю погребения. Выяснилось, что могильник имеет значительные пустые зоны и планиграфически погребения объединяются в несколько групп. В будущем, возможно, это поможет пролить свет на социальную организацию людей, оставивших данный погребальный памятник. Вещевые комплексы могильника наиболее близки ранним мордовским погребальным памятникам на Верхней Суре и Мокше и, по-видимому, Сендимиркинский могильник связан с формированием в первой четверти I тыс. н.э. на Нижней Суре и Прицивилье локальной группы «древнемордовской» культуры, к которой относятся Таутовский, Сергачские «Кожина слобода» и «Святой Ключ», Иваньковский и Волчихинский могильники. |