Институт
Устав института
 
Администрация
 
Наши сотрудники
 
Директоры института
 
Новые издания
 
Известные чуваши, проживающие за пределами республики
 
Научная библиотека
 
Научный архив
Навигация
О нас говорят
 
Чувашский гуманитарный вестник
 
Чувашская энциклопедия
 
Сотрудники института - ветераны Великой Отечественной войны
 
Сайты-партнеры
 
Реквизиты
Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Опрос

Архив
Август 2017 (2)
Май 2017 (23)
Апрель 2017 (58)
Март 2017 (39)
Февраль 2017 (42)
Январь 2017 (17)

Ссылки

Официальный портал органов власти ЧР

Министерство образования РФ

Российский гуманитарный научный фонд

Высшая аттестационная комиссия

Портал органов СМИ ЧР

Чувашское книжное издательство

 
Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия тут.
Отдел литературоведения и фольклористики
Филологическое направление (литературоведение и фольклористика)
Общие сведения

Вопросами литературоведения и фольклористики институт занимается с момента основания – с 18 августа 1930 г. В первое время в составе сектора культуры и быта трудились писатель Н.К.Патман, критик В.А.Долгов. Ученый секретарь Совета науки культуры Н.И.Золотов, обучаясь в аспирантуре у академика Н.И.Марра в Ленинграде, написал диссертацию «Краткий очерк народной поэзии чуваш» (1928), а Н.В.Васильев к этому времени выпустил книгу «Краткий очерк истории чувашской литературы» (Москва, 1930). После разделения института в 1933 г. на два самостоятельных учреждения в Чувашском НИИ социально-культурного строительства был образован сектор языка и литературы. В 1936 г. в институте функционировали три группы научных сотрудников, одна из которых занималась исследованием фольклора, литературы и искусства. Здесь работали Е.З.Захаров, Д.Д.Данилов, внештатно сотрудничали Г.И.Комиссаров, преподаватели школ и вузов.

Отдел литературоведения и фольклористики


3 января 1937 г. в сектор принимают поэта-песенника И.С.Семенова (Тукташа). 28 апреля 1937 г. в рабочем кабинете арестовали кандидата наук, доцента, автора учебников по чувашской литературе Е.З.Захарова, а 17 сентября навсегда уводят известного поэта, фольклориста и литературоведа Н.В.Шубоссини. В секторе литературы, фольклора и искусству остаются 2 сотрудника, один из них – поэт-лирик И.Н. Николаев (Ивник). Вскоре писатель И.Я.Яковлев (Саламбек) избирается ученым секретарем института, а в мае 1938 г. он занимает пост директора. С 21 января 1939 г. внештатный сотрудник сектора литературы, преподаватель Чебоксарского педучилища М.Я.Сироткин назначается заместителем директора и ученым секретарем института.
С 1939 г. сектором заведует И.С.Тукташ. Научные сотрудники сектора – Л.Я.Агаков (1938-40), В.В.Бараев-Сeркке (1939-40), Н.Ф.Данилов, Д.Д.Данилов, специалист по фольклорной музыке Г.Г.Лисков. Научно-техническими сотрудниками были Е.Т.Ласточкина и И.Н.Ивник. Силами сектора литературы и фольклора готовится первый том «Записок» института, проводится Всесоюзная конференция в честь 50-летия К.В.Иванова.
В августе 1941 г. сотрудники сектора И.С.Тукташ, М.Я.Сироткин, фольклорист-архивариус В.В.Бараев (Серкке) и другие ученые уходят на фронт. В институте остался один-единственный сотрудник – его директор, историк П.Г.Григорьев. В конце 1942 г. принимаются в сектор литературы Д.Д.Данилов и фронтовик Ф.Е.Афанасьев (Уяр). Демобилизованный И.С.Тукташ в 1944 г. приступает к заведованию сектором. Вернувшегося с войны фольклориста Н.Р.Романова (Опраньоха) в 1945 г. назначают ученым секретарем, когда он переходит в сектор (1945-53), а затем заведует библиотекой (1953 - 66), вначале его заменяет И.Я.Яковлев (с 17 октября 1946 г. по 4 мая 1947 г.). В послевоенное время в секторе литературы сотрудничают Н.Ф.Данилов (1939-57), А.А.Эсхель(1946-49), М.Я.Сироткин (1939-41) и др.
В послевоенный период сектор пополняется новыми силами. На научно-исследовательский путь становятся вчерашние фронтовики и молодые выпускники Чувашского государственного педагогического института, вузов Москвы, Казани. Плодотворно трудятся вчерашние фронтовики Н.С.Павлов, Е.В.Владимиров, Н.С.Дедушкин, В.Я.Канюков. В 1956-60 гг. разрабатываются история чувашской детской литературы, издаются очерки истории художественной литературы, монографии по фольклору, академические двуязычные собрания сочинений классиков литературы К.В.Иванова, М.К.Сеспеля, Ф.П.Павлова и др. Новое пятилетие было посвящено исследованию метода социалистического реализма, проблемам прозы, драматургии, традициям и новаторству в искусстве. Смело заявляют о себе молодые исследователи А.И.Кузьмин, Н.И.Иванов, Г.Я.Хлебников. Коллектив приступает к составлению академической истории чувашской литературы. Издаются тематические сборники сектора.
Следующее пятилетие (1965-70) отмечено разработками связей чувашской литературы с литературами других народов (Е.В.Владимиров), изданием свода текстов чувашского фольклора в 6 томах (7 книгах). Составители В.Я.Канюков, Е.С.Сидорова, И.И.Одюков, Г.Ф.Юмарт удостаиваются Государственной премии ЧР.
20 сентября 1971 г. сектор литературы, фольклора и искусства преобразовывается в отдел литературы и фольклора. В этот период значительных успехов добиваются молодые сотрудники Ю.М.Артемьев, А.В.Васильев (Васан), Г.Ф.Трофимов (Юмарт), В.С.Эзенкин, В.П.Тимаков, В.Г.Родионов, П.Н.Метин. В стенах института становятся на научную стезю В.А.Ендеров, В.Г.Николаева, В.Н.Пушкин, А.А.Ефимова, Ю.В.Яковлев, А.Н.Тимуков. Преждевременно уходит из жизни перешедший из ЧГУ им.И.Н.Ульянова доцент И.А.Зотов, рано оборвались пути одаренных научных работников отдела К.Д.Кириллова, А.А.Тимофеева (Ыхра). В 1970-80-ые гг. отдел ведет текстологическую работу по художественным произведениям ХУШ-Х1Х вв., уделяет внимание вопросам текущей, современной литературы, готовит ежегодные обзоры литературного процесса. Издаются монография и З тома текстов дореволюционной чувашской словесности. Продолжается приток молодых сил.
Заведующими отделом литературы и фольклора в разное время работали: Канюков В.Я., Н.И.Иванов (1961-1965), В.А.Долгов (1965-1966), Н.С.Павлов (1966-1970), Е.С.Сидорова (1970-1979), И.И.Иванов (1979-1987), В.Г.Родионов (1987-1994), Г.И.Федоров (1994-1998), В.П.Никитин (Станьял) (1998-2007), В.А.Ендеров (2007-2009, 2011-2014), В.В.Никифорова (2009-2011).
В 1997 г. отдел переименовывается в отдел литературоведения и фольклористики. В конце 1990-х-первое десятилетие XXI в. издаются собрания сочинений «забытых» писателей Д.П.Юмана, В.Е.Рзая, литературоведа М.Ф.Федорова; шеститомное собрание сочинений народного поэта Чувашии П.П.Хузангая, книги избранных произведений И.Тхти, Г.Коренькова; ведется работа по созданию новой истории чувашской литературы XX в.; начинается подготовка 50-томнгого свода «Чувашское народное творчество».
В отделе трудятся две группы специалистов - проблемы литературоведения разрабатывают опытные сотрудники В.В.Никифорова (с 2002), В.Г.Родионов (с 2009), А.Ф.Мышкина (с 2011), И.Ю.Кириллова (с 2012), Э.В.Родионова (с 2013). Фольклор изучают Е.В.Федотова (с 1998), Н.Г.Ефремова-Ильина (с 2003), О.Н.Терентьева (с 2001) и Т.И.Семенова (с 2004).
С 2014 г. отделом руководит ведущий научный сотрудник И.Ю.Кириллова.

Филологическое направление (литературоведение и фольклористика)

Первоначальной базой исследования национальной культуры и словесности стало Общество изучения чувашского края (1921), в составе которого находились видные деятели науки и литературы Ф.П.Павлов, Д.П.Петров (Юман), Г.И.Комиссаров (Вандер), Е.З.Захаров (Маден), М.П.Петров (Тинехпи), Н.К.Кириллов (Патман), Н.И.Золотов (Ылтăн Микули) и др. Благодаря их организаторской способности и настойчивости в 1926 году при Наркомпросе ЧАССР создан Академический центр, а на его основе в 1928 году в Чебоксарах стал действовать Совет науки и культуры, преобразованный в 1930 г. в Чувашский НИИ. В начале бурного ХХ века они проложили основную борозду чувашской науки.
Научно-исследовательская деятельность в области литературоведения и фольклористики в ЧНИИ наиболее цельно развернулась с 1936 г., когда начали функционировать три группы научных сотрудников, одна из которых занималась исследованием фольклора, литературы и искусства. В разное время здесь работали Н.В. Васильев (Шубоссини), Е.З. Захаров, Н.И.Золотов, И.С.Семенов (Тукташ), И.Н.Николаев (Ивник), Н.Ф.Данилов, Н.К.Кириллов (Патман), внештатно сотрудничали Г.И. Комиссаров, преподаватели школ и вузов, благодаря которым в сельских школах и техникумах сложилась слаженно действующая система краеведческих кружков и первичных организаций по сбору фольклорных и этнографических материалов. Успех собирательской работы, накопление в фольклорных фондах большого материала создали условия для издательской деятельности. Стали появляться небольшие издания произведений чувашского фольклора, прежде всего сказок: «Чĕр чун юмахĕсем» (Сказки о животных, 1936), «Чувашские сказки» (сост. Н.В.Шубоссыни, 1937), «Чăваш халăх юмахĕсем» (Чувашские народные сказки, сост. Н.Ф. Данилов, 1949). И.Ивник перевел на чувашский язык армянский эпос «Давид Сасунский» (1940). В 1941 г. институтом был издан сборник лучших образцов фольклора с научными комментариями «Чăваш фольклорĕ» (Чувашский фольклор, 1941, 1949), подготовленный И.Тукташем, в 1950 г. – «Ваттисем çапла калаççĕ. Ваттисен сăмахĕсем, тупмалли юмахсем» (Пословицы, загадки, сост. В.А. Долгов). Литературоведами в эти годы были составлены планы-проспекты разработок проблем по истории и развитии чувашской литературы и подготовлены собрания сочинений писателей: «К.В.Иванов: жизнь и творчество» (1940), «Чăваш совет поэзийĕн антологийĕ» (Антология чувашской советской поэзии, 1940), выпускаются очерки М.Я.Сироткина по творчеству М.Сеспеля (1949), Мих. Федорова (1947), «А.Пушкин и чувашская литература» (1949).
С 1960-х гг. стало традицией проведение институтом ежегодных фольклорных экспедиций как на территории ЧАССР, так и в чувашских населенных пунктах Татарской и Башкирской АССР, Ульяновской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Пензенской и др. областей на новом методическом уровне. За эти годы исследователи разных поколений приняли участие в более 40 фольклорных, комплексных этнографических, музыкально-фольклорных, фольклорно-диалектологических экспедициях. В настоящее время в Научном архиве ЧГИГН насчитывается около 4.000 единиц хранения рукописных или машинописных томов, в которых хранятся записи чувашского и частично русского фольклоров.
С середины 1960-х г., начинается новый этап развития чувашской фольклористики. Он связан с созданием в институте отдельного сектора литературы и фольклора и характеризуется появлением фундаментальных исследований на основе собранного фольклорного материала, который позволил исследователям углубить научную разработку актуальных проблем чувашской фольклористики. Сборниками научного характера стали труды Н.И. Иванова «Чăваш халăх юррисем» (Чувашские народные песни, 1962), В.Я.Канюкова «Ача-пăча сăмахлăхĕ. Сăвă-юрă» (Детская словесность: стихи и песни, 1964), М.Я. Сироткина «Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества» (1965). В них изучены вопросы закономерностей жанрового развития фольклора, специфических и типологических черт каждого жанра и чувашской фольклористики в целом. Отдельные исследования фольклористов изданы в выпусках разных лет «Ученых записок ЧНИИ», «Трудов ЧНИИ», сборниках статей: «Чувашский язык, литература и фольклор» (1972), «Чувашский фольклор. Специфика жанров» (1982), «Исследования по чувашскому фольклору» (1984), «Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа» (1986), «Чăваш халăх сăмахлăхĕ» (Чувашское народное творчество, 1985, 1989), «Чувашская народная поэзия» (1990), «Халăх эткерĕ: упраса аталантарас ыйтусем (Народное богатство, 1996) и др. На страницах республиканских и районных газет появлялись многочисленные тематические публикации, в основном по советскому фольклору.
Значительным результатом фольклорной научно-текстологической работы явился шеститомник «Чăваш халăх сăмахлăхĕ» (Чувашское устное народное творчество), где были представлены образцы основных жанров устно-поэтического творчества чуваш: «Юмахсем» (Сказки, 1 т. – 1973, 2 т. – 1976), «Юрăсем» (Песни, 1 т. – 1978, 2 т. – 1979), «Вак жанрсем» (Пословицы, поговорки, приметы, загадки, 1984), «Ача-пăча сăмахлăхĕ» (Детский фольклор, 1985), «Мифсемпе халапсем» (Мифы и легенды, 1987). Снабженные обстоятельными вступительными статьями и другим научным аппаратом, эти сборники являются первыми научными изданиями произведений чувашского фольклора. Составители В.Я.Канюков, Е.С.Сидорова, И.И.Одюков, Г.Ф.Юмарт были удостоены Госпремии Чувашской АССР имени К.В.Иванова.
Достижением сегодняшних фольклористов, их значительным вкладом в текстологическое освоение фольклорного богатства народа является подготовка и издание серий нового академического систематизированного свода национального фольклора «Чувашское народное творчество», который является сводом практически всех фольклорных жанров. Согласно плану-проспекту серии предполагается издание 50 томов вместе с переводами их на русский язык. За 2004-20146 гг. вышли 13 томов.Все эти издания оснащены ранее неопубликованными текстами из Научного архива ЧГИГН наряду с уже знакомыми читателю, в них нашли свое место материалы из богатых рукописных фондов Н.И. Ашмарина, Н.В. Никольского, В.К. Магницкого, К.В. Элле, каждый текст снабжен научными комментариями и паспортными данными. Данный свод представляет собой не только собрание текстов устного народного творчества, но и теоретическое исследование филологического, этнографического, музыковедческого плана по анализу поэтики жанров чувашского фольклора. Поэтому эти издания востребованы не только в Чувашской Республике, но и специалистами далеко за ее пределами. В перспективном плане значатся серии по свадебной поэзии (3 тома), продолжение сказочного (1 том) и песенного (9 томов) жанров, исследование советского и постсоветского фольклора и т.д. Тома песенного жанра и обрядовой поэзии предполагается снабдить фоноприложениями.
Одновременно с кропотливой составительской работой чувашские фольклористы успешно ведут углубленное изучение прошлого и современного состояния устно-поэтического творчества чуваш, проживающих на территории Чувашии и за ее пределами, готовят монографические исследования по разработке проблем историзма фольклора, поэтики жанров, текстологии. Результаты их исследований находят отражение в сборниках статей, регулярно издаваемых в ЧГИГН: «Проблемы изучения народного наследия» (2002), «Национальные традиции в культуре народов Поволжья» (2004), «Фольклорное и литературное отражение художественно-эстетической памяти народа» (2006), «Чăваш ăс-хакăл пурлăхĕпе илемлĕ сăмахлăх ыйтăвĕсем» (Художественная словесность и проблемы чувашской духовной культуры, 2008), «Актуальные вопросы истории и культуры чувашского народа» (2013). Кроме этого, наши фольклористы развиваются за счет участия в школах и семинарах, научно-практических конференциях и конгрессах по фольклористике (г. Москва, Казань, Ижевск, Тюмень, Уфа, Горно-Алтайск, Йошкар-Ола, Нижний Новгород и др.), где слушают доклады видных российских ученых. Также участвуют в комплексных научных экспедициях по проектам «Чуваши Приволжского федерального округа», «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», «Устное творчество чувашей Присвияжья» и др. В 2008 г. начали издавать экспедиционные материалы: «Епле пурăнать-ши аякри тăван: пур енлĕ экспедици материалĕсем» (1 ч., сост. В.Г. Родионов – 2008, 2 ч., сост. В.А. Ендеров – 2013).
Для сравнительного изучения фольклорных традиций народов России и тюркского мира необходимы издания фольклорных памятников в переводе на русский и другие (английский, тюркские) языки. Первыми опытами стали двуязычные выпуски «Ваттисен сăмахĕсем, каларăшсем, сутмалли юмахсем: Чувашские пословицы, поговорки, загадки» (составитель Н.Р.Романов, 1960, 2004), сборники песен, составленные М.Г.Кондратьевым: «Песни низовых чувашей» (1981, 1982), «Песни средненизовых чувашей» (1993), на русском языке «Чувашские сказки» (составитель Г.Ф.Юмарт, 1982) и др. С 2015 г. началась подготовка многотомного научного свода «Чувашское народное творчество» в переводе на русский язык, что предполагает введение чувашского устного народного творчества и фольклористики в российское научное пространство. В настоящий момент на двух языках готовятся тома «Анат енчи туй сăмахлăхĕ» (Свадебная словесность средненизовых чувашей), «Былички и бывальщины», «Салтак юррисем» (Солдатские песни), «»Шÿтсемпе кулашсем» (Шутки и анекдоты).
Также обсуждается проект по изданию образцов чувашского фольклора на других языках. Здесь особо следует отметить деятельность турецких ученых, заинтересованных в исследовании чувашского фольклора: Н.Гозайдын, Н.Юдже, Х.Гюнгер, Ф.Эрсой, Б.Байрам, Э.Джейлан и др. Учитывая теоретические достижения современной фольклористической науки, ученые выявляют генетическую общность, контактные связи и общетипологическое сходство чувашского фольклора с устным творчеством тюркских народов. При этом устно-поэтические жанры подвергаются как синхронному, так и диахронному аспекту изучения. Своими трудами они обеспечили выход чувашской фольклористики не только в мир тюркоязычных народов, но и открыли новые пути для межнационального общения с другими народами мира.
Чувашское литературоведение, являясь специфической областью национальной научной мысли, годами накапливало опыт обобщения литературного процесса той или иной эпохи. Первые издания сотрудников института – «Чувашская литература» (1942) Н.Васянки и Ф.Афанасьева (Уяра) и «Чăваш совет литератури» (Чувашская советская литература, 1948) А. Эсхеля. Далее период очеркового осмысления чувашского литературного процесса был продолжен М.Я. Сироткиным и В.Я.Канюковым. Подобные работы носят обзорный характер, в них мало конкретного анализа и более всего служат учебным целям, чем научным, в большинстве своем они создавались под влиянием идеи первичности классового содержания и общественной значимости художественной литературы.
В начале 1960-х годов в чувашское литературоведение приходит Г.Я. Хлебников, выпускник МГУ, придерживавшийся истинно художественного анализа произведений. Позже его идеи были подхвачены молодыми сотрудниками (Ю.М. Артемьев, В.Г. Родионов, А.В. Васильев (Васан), В.С. Эзенкин, В.П. Тимаков, Г.Ф. Трофимов (Юмарт), которые направили курс чувашского литературоведения и критики 60-70-х гг. ХХ в. в новое русло, вместо партийности чаще всего останавливаясь на проблеме эстетического идеала. В эти годы на литературоведов были возложены задачи разработки актуальных проблем современной чувашской литературы, исследование неизученного жанрового своеобразия, создание истории национальной литературы, подготовка классического наследия и составление учебников для средних школ. Проблемы становления литературных жанров исследовались в монографических трудах В.Н. Абашева «Чувашская поэма» (1964), Г.Я. Хлебникова «Чувашский роман» (1966), В.С.Эзенкина «Путь к роману» (1976). История развития чувашской литературы периода ВОВ отражена в работах Н.С.Дедушкина (Чувашская литература периода ВОВ (1962); Пăшалпа та, перопа та… (1970)), связь чувашской литературы с другими литературами народов СССР – в работах Е.В.Владимирова (Русские писатели в Чувашии (1959); Межнациональные связи чувашской литературы (1969); В русле времени (1970) и др.), развитие чувашской литературоведческой мысли впервые исследовано Н.С.Павловым (Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики (1970)). В 1970-е гг. издана история чувашской литературы 1917-1960-х гг. на чувашском и русском языках (Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература (1971); Чăваш совет литератури (1972)).
В последние десятилетия ХХ в. исследования С.А.Александрова, Л.М.Волкова, К.Д.Кириллова, Г.И.Федорова, А.Н.Тимукова, Ю.В.Яковлева, В.П.Никитина (Станьяла) были направлены на возвращение в научный обиход «забытых» и долгие годы хранившихся под запретом имен и книг. Возвращение наследия М.Юмана, В.Рзая, Е.Эллиева, И.Тăхти, И.Юркина, А.Милли, Моисея Федорова, А.Петтоки, Г.Коренькова поставило перед литературоведами актуальную задачу издания их произведений и исследования их творчества. Наряду с подготовкой полных собраний сочинений классиков М.Сеспеля (1989), К.Иванова (1990), Ф.Павлова (1992), С.Элкера (1994), П.Хузангая (1997-2006), В.Митты, отдельными книгами были выпущены литературоведческие труды Н.Я.Бичурина, Е.Рожанского, Г.Комиссарова, М.Федорова и др. Благодаря В.Г.Родионову, А.В.Васильеву (Васан), Ю.М.Артемьеву в сравнении с предыдущими периодами более полно и комплексно освещается история дореволюционной чувашской литературы (Революцичченхи чёваш литератури? (ХХ .м.рччен) (1989)), в исследованиях которых основное внимание уделяется древнетюркским литературным памятникам, раскрывается идейно-эстетическое богатство чувашской литературы конца XIX – начала ХХ вв., объективно анализируется творчество многих репрессированных писателей. Также ими подготовлены тексты дореволюционной чувашской словесности. Литература второй половины ХХ в. исследована Г.И. Федоровым (Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х гг. (1996)), история становления и развития чувашского стиха рассмотрена В.Г. Родионовым и Н.И.Ивановым. Наряду с этими монографическими трудами издано немало сборников по актуальным вопросам развития чувашкой литературы: «Вопросы метода, жанра и стиля в чувашской литературе» (1981), «Актуальные проблемы чувашской литературы» (1983), «Ф.Павлов – композитор и драматург» (1984), «Традиции и новаторства в чувашской литературе» (1985), «Вопросы современного художественного творчества» (1990), «Вопросы поэтики К.Иванова» (1991), «Чувашская литература: вопросы истории и теории (1992) и др.
Приоритетной задачей литературоведческого направления сегодня является переосмысления пройденного литературного пути, обобщения литературно-художественного опыта чувашского народа и литературоведческой мысли в контексте достижений общероссийских литератур. Актуальность данной научной проблемы обусловлена самим текущим временем, требующим переоценки всего национального литературного наследия и подготовки Новой истории чувашской литературы. Такой работой и должна стать коллективная монография академического типа «История чувашской литературы XVIII-XX вв.» в 3-х томах, ориентированная на новые методологические подходы и достижения современного литературоведения, которая поможет чувашской литературе выявить свое место в мировом литературном сообществе. Разработчики концепции «Истории» решили приступить к написанию в первую очередь истории литературы XX в., разделив ее на две части.
На сегодняшний день издана I часть «Истории чувашской литературы ХХ в.: 1900-1955-х гг» (2015) под редакцией В.Г. Родионова (авторский коллектив: В.Г.Родионов, Г.И.Федоров, А.Ф.Мышкина, И.Ю.Кириллова, Н.Г.Ильина, В.В.Никифорова, Э.В.Родионова). История литературы рассматривается в ней по двум эпохам: эпоха поиска национальной идеи (1900-1929 гг.) и эпоха канонизированного соцреализма (1930-1955 гг.), где наряду с разделами о литературном движении, прозе, поэзии, драматургии, литературоведении и критике, даются творческие портреты наиболее видных писателей. Литературный процесс впервые анализируется здесь в контексте общественно-политического, религиозно-философского и литературно-эстетического сознания народа, а также сопоставляется с литературными феноменами других народов Урало-Поволжья.
В этом же ракурсе продолжены сегодня исследования по истории чувашской литературы второй половины ХХ в. Также идет исследовательская работа по истории литературы XVIII-XIX вв., куда будет включен раздел, посвященный фольклорному периоду эволюции художественной словесности. В отличие от предшествующих изданий, здесь история фольклора будет четко разграничена от истории литературы, определен особый статус фольклора как своеобразной художественной системы.
Чувашское литературоведение XXI в. не стоит на месте. Находя точки соприкосновения с такими смежными дисциплинами, как психология, философия, культурология, основываясь на достижения современного литературоведения, во многом по-новому исследуется мир чувашской поэзии (Н.Г. Ефремова-Ильина), открываются новые имена прозаиков и драматургов (В.В.Никифорова, А.Ф.Мышкина), выявляются все новые направления и литературные течения в чувашской литературе (Ю.В. Яковлев).
По традиции института филологическое направление ежегодно проводит научно-практические конференции, «круглые столы», выездные заседания по актуальным проблемам литературы и фольклора, тесно сотрудничает с родственными отделами гуманитарных институтов и вузов г. Москвы, Казани, Новосибирска, Ижевска, Горно-Алтайска, Саранска, Ижевска, Сыктывкара, Йошкар-Олы и др. Выпускаются сборники статей: «Творчество Г.Айги: литературно-художественная традиция и неоавангард» (2009), «Тайна поэмы «Нарспи» и чувашская культура ХХ в.» (2010) , «К.Иванов и чувашский мир» (2015) и др.
Как показывает история, научно-практическая значимость литературоведческих и фольклористических исследований и фиксация народного наследия чрезвычайно высока в формировании ресурса последующего развития культуры чувашского народа.
 
2010 © При использовании материалов сайта ссылка на http://www.chgign.ru обязательна