|
Институт
Устав института
Администрация
Наши сотрудники
Директоры института
Новые издания
Известные чуваши, проживающие за пределами республики
Научная библиотека
Научный архив
Навигация
О нас говорят
Чувашский гуманитарный вестник
Чувашская энциклопедия
Сотрудники института - ветераны Великой Отечественной войны
Сайты-партнеры
Реквизиты
Календарь
« Октябрь 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
Опрос
Архив
Ссылки
|
|
ДРЕВНЯЯ ЧУВАШСКАЯ (ЧУВАШСКО-БУЛГАРСКАЯ-?) ПИСЬМЕННОСТЬ. ДРЕВНИЙ ЧУВАШСКИЙ АЛФАВИТ И ЕГО ПРОПИСИ
Категория: Научный архив, Дата: 22.04.2017, 14:49, Просмотров: (1365)
Древние Чувашские руны ... Стояла осень 1740 года. Участники научной экспедиции воглаве с первым в России астрономом академиком Н. И. Делилем возвращались из сибирского городка Березово, куда ездили для наблюдения за прохождением планеты Меркурий вблизи Солнца. По пути в Петербург отряд из восемнадцати человек остановился в Чебоксарах. Это было 14 октября. Один из членов экспедиции — Т. Кенигсфельд — записал в своем путевом дневнике, что «в этом городе имеется десять церквей из камня и также несколько каменных домов... Чебоксары... ведут торг с Астраханыо и Москвой...»
Далее он отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами, не похожими ни на русские, ни на татарские». В те же годы, может быть, в ту же осень, когда Т. Кенигсфельд записывал сии строки в свой дневник, далеко от Чебокеар — в Закамье — писец вырезал на камне буквами рунической письменностй надпись в честь легендарного чуваша Клемтэля: ушедший в вечный мир был родоначальником, отличался храбростью в боях, славился благородными поступками в мирные дни.ПРОДОЛЖЕНИЕ - В РАЗДЕЛЕ "ПОДРОБНЕЕ" |
Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах -Брокгауз Фридрих Арнольд
Категория: Научный архив, Дата: 8.04.2017, 09:42, Просмотров: (868)
Брокгауз Фридрих Арнольд - (нем. Friedrich Arnold Brockhaus; 4 мая 1772 г., Дортмунд – 20 августа 1823 г., Лейпциг) – немецкий издатель, основатель издательской фирмы Брокгауз и Илья Абрамович Ефрон (1847 г., Вильно, Российская Империя – 19 апреля 1917 г., Петроград, Российская Империя) – один из наиболее известных дореволюционных русских типографов и книгоиздателей. ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ. Из "Энциклопедического словаря" Ф.А. Брокгауз и И.А.Ефрон. 1890-1907 гг. Булгары (Бр. и Эфр.) - Булгары (или обыкн. болгаре) волжские – народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство, которое в последующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом, слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге, трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании никаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабских писателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине XII в., написал «Историю Булгар»(«Тарих Булгар»), но это сочинение до нас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их истории известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень многие, как Ибн-Фосдан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси, АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют наши летописи, и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты, выбитые в той же столице. Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать нападения на греков. В тоже время, с которого начинаются достоверные сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губ.). По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан – первый из арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о них самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города, первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Х века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью арабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того же века, сообщающего также много верных сведений о Б. – Ибн-Дасты, Б. – народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием их была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи, Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией и Индией, после принятия ислама – с аравитянами и, наконец – с хазарами и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи, горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкую монету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45 – 50 коп. на наши деньги, затем кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск, курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б. вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась богатая Биармия, и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между биармийцами, хазарами, аравитянами и друг., очень рано достигли могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру, выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием, свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством; знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом скорее мирным, чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами нападали, и обнаруживали к мирным занятиям – торговле и ремеслам, сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко. |
Архивные материалы: Чувашизмы в языке булгар Волги (1925 г.)
Категория: Научный архив, Дата: 7.04.2017, 10:05, Просмотров: (905)
Петров М.П. Чувашизмы в языке булгар Волги (Из доклада Петрова М.П. Происхождение чуваш. От 26 февраля 1925 г.)
В надписях, снятых в 18 веке и в последующие годы, по чтению Ашмарина Н.И., находим следующие чувашские слова: Булгарское и чувашское kher, общетюркское ki’z’z — ‘девушка, дочь’. Слово это встречается на многих памятниках и на “Байглычевском памятнике”[13]; Булгарское и чувашское ul, i’val, i’vi’l — 'сын’. Встречается на многих камнях; булгарское и чувашское pelek, palak, pali’k — ‘Знак, примета, могильный столб’. Слово встречается на нескольких камнях. Оно находится в венгерском и южнославянском языках; булгарское и чувашское zal, sal, sul — ‘Год’; булгарское и чувашское oyakh, uyakh, oyi’kh, uyi’kh; тюркское ay, oy — ‘месяц’; булгарское и чувашское kon, kun, тюркское Ko’n — ‘день’; булгарское и чувашское erne, татарское Atna, башкирское Az’zna — ‘Неделя’; булгарское и чувашское erne-kun, тюркское Juma — ‘Пятница’. Далее надписи дают следующие числительные названия у волжских булгар, вполне совпадают с чувашскими:
Ikke - 2, pilek – 5 (османское - bagi), s’siche - 7, takhar - 9, vunvatta - 14, vunsiche - 17, vuntakhar - 19, s’sirem tavatta – 24, s’sirem sakar – 28, takharvun ultta – 96, ultser takharvun ultta – 696, s’siche s’ser ikke – 702, s’sich s’ser pilek – 705, s’sich s’ser s’sich”e – 707, s’sich s’ser vuntavatta – 714, s’sich s’ser vuntakhar – 719, s’sich s’ser s’sirem ikke – 722, s’sich s’ser s’sirem pilek – 725, s’ich s’e’r vuns’ichche s’ich s’e’r vuntakhar s’ich s’e’r s’ire’m ikke’ s’ich s’e’r s’ire’m pile’k s’ich s’e’r vunsakka’r s’ich s’e’r s’ire’m s’ich s’e’r s’ire’m ta’vatta’ s’ich s’ire’m va’ta’r s’e’r tavatta – 4, ultta – 6, sakar – 8, vun – 10, vunpilek – 15, vunsakar – 18, sirem – 20, sirem pilek – 25, vatar – 30, s’ser – 100, s’sich ser – 700, s’sich ser tavatta – 704, s’sich s’ser ultta – 706, s’sich ser sakar – 708, s’sich ser vunpilek – 715, s’sich ser vunsakkar – 718, s’sich s’ser s’sirem – 720, s’sich s’ser s’sirem tavatta – 724, s’sich s’ser vatar – 730. |
Научный архив
Категория: Научный архив, Дата: 2.09.2010, 20:44, Просмотров: (2506)
Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук начал создаваться в 1930 г. как Рукописный фонд при организации Чувашского комплексного научно-исследовательского института. Вначале Рукописный фонд был слит с библиотекой. 8 сентября 1944 г. Совнарком Чувашской АССР утвердил «Положение о «Рукописном фонде», содержащее общее положение, задачи и структуру Рукописного фонда. Распоряжением от 18 августа 1948 г. Совета Министров Чувашской АССР для постоянной работы над рукописным фондом выделяется один научный сотрудник. |
|
|