Институт
Устав института
 
Администрация
 
Наши сотрудники
 
Директоры института
 
Новые издания
 
Известные чуваши, проживающие за пределами республики
 
Научная библиотека
 
Научный архив
Навигация
О нас говорят
 
Чувашский гуманитарный вестник
 
Чувашская энциклопедия
 
Сотрудники института - ветераны Великой Отечественной войны
 
Сайты-партнеры
 
Реквизиты
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Опрос

Архив
Август 2017 (2)
Май 2017 (23)
Апрель 2017 (58)
Март 2017 (39)
Февраль 2017 (42)
Январь 2017 (17)

Ссылки

Официальный портал органов власти ЧР

Министерство образования РФ

Российский гуманитарный научный фонд

Высшая аттестационная комиссия

Портал органов СМИ ЧР

Чувашское книжное издательство

 
Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия тут.
ЛЮБОПЫТНЫЙ МАТЕРИАЛ. Чуваши и марийцы с точки зрения генетики (в контексте всемирной истории генов)
Категория: ---, Дата: 14.04.2017, 10:59, Просмотров: (2539)
Всемирная история генов

Генетика — сравнительно новый источник наших знаний о собственном здоровье и происхождении. Но уже скоро она начнет менять привычные представления об истории человечества
Этот сюжет начался 15 лет назад как настоящий медицинский детектив, достойный «Доктора Хауса». В 1997 году команда московских генетиков отправилась в экспедицию в Марий Эл, чтобы собрать информацию о характерных наследственных болезнях марийцев. Первое, что бросилось им в глаза, — у некоторых местных жителей от рождения были очень редкие волосы или волос не было вообще: ни бровей, ни ресниц, гладкое тело.
Дальше ученые поехали на юг, в Чувашию, где обнаружили поразительно похожую картину. Поразительно потому, что между марийцами и чувашами
вообще-то мало общего: разные обычаи, история, а главное, они принадлежат к разным языковым семьям (уральской и тюркской) и, следовательно, не считаются родственными народами.

Далее - через раздел "подробнее".
ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Михаил Кондратьев: все идет от Федора Павлова
Категория: ---, Дата: 13.04.2017, 22:02, Просмотров: (667)
ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Михаил Кондратьев: все идет от Федора Павлова

Михаил Кондратьев: Все идет от Федора Павлова
ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ ТРИЛОГИИ ПОСВЯЩЕНА КОМПОЗИТОРУ, ДРАМАТУРГУ И ПОЭТУ

В 2017 году отмечается 125-летие со дня рождения одного из самых талантливых чувашских творческих деятелей своего времени Федора Павловича Павлова. К этой дате Чувашское книжное издательство выпустило монографию Михаила Кондратьева «Гора золотая…» Федор Павлов и его время », ставшую завершением трилогии об основоположниках современного музыкального искусства Чувашии. Первые две были посвящены Степану Максимову, Василию и Геннадию Воробьевым. Что открывают для себя современники в этих именах и что сегодня представляет собой чувашская композиторская школа, рассказывает автор этой трилогии, музыковед, доктор искусствоведения Михаил Кондратьев.

– Михаил Григорьевич, на расширенном заседании коллегии Минкультуры вы говорили о недавнем Фестивале чувашской музыки, где на гала-концерте прозвучали новые произведения, показывающие, что композиторская школа продолжает жить и развиваться. И о том, что у нас огромное наследие вокальной музыки, прекрасные певцы, но до сих пор нет полноценного оркестра для сопровождения их выступлений. Было ли это мечтой героя вашей книги?

Продолжение диалога - в "подробнее"
КУЛЬТУРА: КАК СТУДЕНТ ИЗ КАЗАНИ НА СПОР «РАСКРУТИЛ» ЧУВАШСКУЮ ЭСТРАДУ
Категория: Новости, Дата: 13.04.2017, 19:48, Просмотров: (677)
Журналист портала sntat.ru встретилась с основателем группы «Казанкие чуваши» Алексеем Наумовым и разузнала, как группа стала популярной в Татарстане, а только после этого у нее появились поклонники на родине в Чувашии.
Татарстан - республика, где мир и согласие между народами являются - брендом. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года здесь проживают представители 173 национальностей. У каждого из них своя культура, традиции и обычаи, которые они сохраняют, в том числе и с помощью творчества. К примеру, среди множества музыкальных групп есть «Казанские чуваши». Вот уже 15 лет они исполняют песни на родном языке, таким образом, сохраняя самобытность своего народа.
[center][center][img]КУЛЬТУРА: КАК СТУДЕНТ ИЗ КАЗАНИ НА СПОР «РАСКРУТИЛ» ЧУВАШСКУЮ ЭСТРАДУ




- Давайте для начала расскажем читателям о том, как появилась ваша группа?
- В 2000 году я приехал учиться в Казань в университет культуры. До этого в училище у меня была своя рок-группа, но там мы исполняли только перепевки, видимо, мозгов на что-то собственное не хватало. Творчества не было, но нам нравилось играть, были амбиции. В Казани через два месяца после того, как началась учеба, к нам, студентам, пришел корреспондент газеты «Сувар», которая издается на чувашском языке. Вскоре мы познакомились с редактором, пришли на одно мероприятие, где мне дали послушать чувашскую музыку на кассетах, но это было что-то неприемлемое. Стандартная попса, наша эстрада была на низком уровне. В общем, сижу, критикую, не могу слушать. Редактор газеты говорит, что это я выпендриваюсь, мол, попробуй сделать лучше. На спор, на эмоциях согласился. Он мне принес текст, я на следующий день утром музыку. Никогда до этого не сочинял, а тут процесс пошел, задумался, почему бы не создать группу на чувашском. Предложил гитаристу-одногруппнику Марселю Шамсутдинову, он задумался.
- Вы явно были первооткрывателями. Так и первая песня появилась?
- Да, скоро ее выпустили, выбрали направление поп-рока, кайфовали. Ни на кого не опирались, ни от чего не зависели, даже не знали, в каком формате существует чувашская эстрада. Так выпустили первый альбом. Помню, тираж был 501 кассета, обложки печатали на цветном ксероксе. Для нас это было достижение, тогда и звездная болезнь немного началась, мы же были еще студентами.
- Чувашская эстрада вас не сразу приняла?
- Да, знакомство у нас было своеобразное. Как-то первый раз поехали в Чебоксары на всероссийский конкурс, приехали с гитарами. А там нас не приняли, потому что мы в джинсах, не в их формате. Зато заинтересовалось местное телевидение, мы же во всех жанрах играем, нормальная эстрадная группа. С гастролями по Татарстану мы ездили уже пять лет, а в Чувашии нас все не принимали. Но сейчас, конечно, все изменилось. Сегодня намного лучше воспринимают, чем это было в начале.

Далее - в "подробнее".
Видео выступления группы и фото - здесь: http://sntat.ru/obshchestvo/48387-kak-stud...shskuyu-estradu
ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Тимӗр Акташ "Революция и чуваши: факты, цифры, мифы".
Категория: ---, Дата: 13.04.2017, 12:45, Просмотров: (640)
Революция и чуваши: факты, цифры, мифы



В Чебоксарах и других городах Чувашского края, входившего тогда в состав Казанской и Симбирской губерний, прошли массовые собрания и манифестации в поддержку революции. Чувашские военные комитеты и землячества были созданы как в Поволжье (Казань, Симбирск, Саранск), так и далеко за его пределами - в Кронштадте, Гельсингфорсе.

ЧИСЛЕННОСТЬ ЧУВАШЕЙ
1 123 800 человек – такова была численность чувашей в Российской империи в 1914-1917 годах. Помимо упомянутого выше Чувашского края, чуваши компактно проживали в Самарской, Уфимской, Саратовской и Оренбургской губерниях.

ПЕРВЫЕ ЧУВАШИ ВО ВЛАСТИ
После крестьянских съездов в общественных объединениях, органах местного самоуправления и власти в уездах стало расти представительство чувашей. Впервые в истории Чебоксарская, Цивильская, Ядринская земские управы избрали своими председателями чувашей. Представители нации также избирались в руководство губернских и всероссийских выборных органов.
В марте 1917 года в Казани было создано Общество (Союз) мелких народностей Поволжья. Одним из его организаторов был приват-доцент Казанского университета историк и этнограф чуваш Николай Никольский. Никольского избрали председателем правления Общества, а затем - гласным Казанского губернского земского собрания. Позже на него возложили обязанности председателя Казанской губернской земской управы.
Казанский Совет рабочих и солдатских депутатов избрал заместителем председателя чуваша С.Иванова. Дмитрий Петров стал председателем Симбирского губернского исполкома Советов крестьянских депутатов. Г.Титов вошёл в исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Гавриил Алюнов (Фёдоров) занял должность председателя Ярославского Совета рабочих и солдатских депутатов.
После революции чувашские эсеры в крае стали самой влиятельной и наиболее организованной политической силой.
В марте 1917 года возникает Симбирское чувашское общество. Педагог историк Гурий Комиссаров (Вантер) 27 марта 1917 года создаёт Уфимское чувашское общество.

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ
1 мая 1917 года в Казани возобновляется выход чувашской газеты "Хыпар" (Весть), печатавшейся там же в 1906-1907 гг.
ОБЩЕЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД.

В июне 1917 года в Симбирске интеллигенция, учителя созывают Общечувашский национальный съезд. Съезд объявляет о поддержке Временного правительства, одобряет республиканское устройство России и заявляет о желательности его преобразования в федеративное. Собрание выступает за равноправие народов и в перспективе – за национальную автономию. Вначале – за национально-культурную автономию и просвещение нации.
Участники съезда составляют список кандидатов из 12 человек для избрания делегатов на всероссийское Учредительное собрание. Позже из этого списка от Казанской и Симбирской губерний избираются пять делегатов (в январе 1918 года всероссийское Учредительное собрание разгонят большевики).

ЧУВАШСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Делегаты Общечувашского съезда создают Чувашское национальное общество (ЧНО). Его отделения организуются в разных губерниях и становятся влиятельной силой среди чувашского населения. Даже некоторые священники становятся активистами ЧНО. Они выступают за богослужение на родном языке, за назначение в чувашские приходы священников, владеющих чувашским языком.

ЧУВАШИ И БОЛЬШЕВИКИ
До октября 1917 года большевистских организаций в Чувашском крае не существовало. С началом Гражданской войны в России лидеры ЧНО перешли на антисоветские позиции. В сентябре 1918 года Чувашский отдел Наркомнаца РСФСР объявил о ликвидации ЧНО и его филиалов.
Чекисты арестовали лидеров ЧНО и расстреляли в Казани эсеров – редактора газеты "Хыпар", секретаря правления ЧНО, организатора Союза чувашских женщин Агафью Гаврилову и революционера Тимофея Николаева-Хури. Член правления ЧНО, депутат Учредительного собрания Гавриил Алюнов позже погиб в Казанской тюрьме.

ЛИКВИДАЦИЯ МИФА О БЕЗГРАМОТНОСТИ
После победы большевиков в Гражданской войне советские пропагандисты распространяли миф о якобы поголовной безграмотности и нищете всех чувашей, живших в курных избах и болевших трахомой до 1917 года. Якобы "только Советская власть освободила чувашей и вывела их на дорогу в светлое коммунистическое будущее".
Но только Симбирская чувашская учительская школа, основанная в 1868 году просветителем Иваном Яковлевым, подготовила до 1917 года свыше 1200 учителей. Примерно столько же чувашских учителей выпустила Казанская инородческая учительская семинария в 1875-1917 годах. Немало чувашей окончили духовные семинарии и академии.
В 1871-1872 годах в Казани Иван Яковлев с помощниками создали новую чувашскую письменность, издали буквари. С 1873-го по 1917-й год на новом чувашском алфавите были изданы около 687 названий книг, в том числе Новый завет Библии, учебная, научная, специальная, художественная литература, первая чувашская газета "Хыпар" в 1906-1907 годах.
Тимӗр Акташ
http://www.idelreal.org/a/28375990.html
«ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»: ЮЛТАШ – ЗНАЧИТ ДРУГ
Категория: ---, Дата: 13.04.2017, 12:35, Просмотров: (640)
«ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»: ЮЛТАШ – ЗНАЧИТ ДРУГЮлташ — значит друг
Для национально-культурной автономии чувашей Аромашевского района этот год особенный, юбилейный. Образовалась эта общественная организация десять лет назад, в 2007-м. Сегодня есть что вспомнить, о чём рассказать.



Как лебёдушка плывёт
— В нашем районе — более 300 чувашей. В Большескаредной, Слободчиках, Ангарке, Северной живут компактно, — рассказывает Галина Билык, бессменный руководитель национально-культурной автономии. К слову, на встречу с «ТИ» она пришла не одна, а с активистами организации. — Мы стараемся сохранять традиции, знакомить с ними молодёжь, привлекать в нашу организацию. Название не случайно выбрали: «юлташ» в переводе с чувашского означает «друг».
— Если заглянем в историю, узнаем, что первые чуваши приехали на аромашевскую землю в 1912 году и основали деревню Половинка, — продолжает рассказ Галина Ивановна. — Нам есть что сохранять. Культура у чувашского народа — самобытная. Чем больше изучаешь, тем интереснее. Книги по истории и культуре чувашского народа люблю читать. Кажется, они увлекательнее любого детектива! Полезную литературу Тюменская областная ассоциация чувашей «Таван» предлагает. Ассоциация и газету выпускает, можно и на русском, и на родном языке статьи почитать. Да вот только родной язык забывается без постоянной практики. А хочется уметь и читать, и писать, и говорить на чувашском…
— В семье-то удаётся традиции соблюдать, на родном языке общаться? — любопытствую.
— Это сложно. Почему? Я — чувашка. Муж — украинец. Какие из традиций соблюдать? — пожимает плечами. — Детям, конечно, рассказывали о них, национальных традициях. Им интересно. Национальные праздники отмечаем в районе. На областные фестивали ездим с нашими девчатами, ансамблем «Шемерт». Хорошо поют, заслушаешься! Репертуар разнообразный, и лирические, и задорные песни есть. Коллектив, где бы ни выступали, очень тепло принимают.
— Поём мы как положено, с танцевальными движениями. Традиционными чувашскими, — добавляет Светлана Вакарина, ветеран, отличник культуры. — У женщин движения всегда были плавные. Национальный костюм их «подсказывал»: на голове тяжёлый убор — тухья, на спину спускался плотный сурпан, спина и грудь прикрывались монистами, которые на талии затягивались поясом. В тяжёлом одеянии непросто было двигаться, поэтому движения строго рассчитывались. Вот и плыли «лебёдушки» по залу в танце.

Чтобы традиции жили
Признаться, с аромашевскими чувашами повстречалась в первый раз несколько лет назад. На областном фестивале «Мост дружбы». Рада была пообщаться с мастерицами снова. Тогда не смогла пройти мимо удивительных по красоте вышивок (рукодельницы меня поймут!), колоритных национальных украшений. Да и подворье аромашевцев было оформлено очень притягательно. Хозяюшки угощали гостей традиционными блюдами, а Галина Ивановна рассказывала гостям об особенностях национального костюма. К слову, она часто бывает на своей исторической родине — Чувашии, привозит иногда редкие вещицы.
— Однажды мне передали три сурпана (национальная белая женская головная повязка с вышивкой. — Авт.), им почти двести лет, — вспоминала собеседница. — Принадлежали они когда-то маме моей прапрабабушки. Вышивала она их сама, тогда это делала каждая невеста, и рисунки ни у кого не повторялись. Надевался он на голову под кушпу, и жених узнавал свою избранницу по рисунку.
— Упомянули о национальных праздниках в Аромашевском районе. Какие именно отмечаете? — допытываюсь.
— Акатуй, Манкун (обряд празднования Пасхи), Кер сари (праздник осеннего пива)… — отвечают наперебой.
В 2007 году появилась национально-культурная автономия чувашей Аромашевского района «Юлташ».
Оказывается, на Пасху первого гостя считали почётным и обязательно усаживали на подушку. Чтобы в семье всё было благополучно, урожай радовал, приплод у скота был. Ещё к Пасхе ребятишкам новую одежду шили.
— У нас швейной машинки не было, мама вручную наряды шила. Красивые такие, а главное — с большими карманами, — улыбается Галина Билык. — Помню, подружка ко мне заглянула — в школу вместе идти. Папа давай её на подушку усаживать — девчонка в слёзы! Не поняла, что к чему. Объяснили, что обычай у чувашей такой. До сих пор соблюдается.
— Праздник пива несколько лет подряд проводили в Большескаредной. В этой деревне небольшой музей чувашской культуры оборудовали. Экспонаты, что называется, всем миром собирали. Теперь сюда желающие на экскурсии приходят. Всем нравится, — уверяет Светлана Вакарина.
— Если всё сложится как задумываем, нынче тоже Кер сари проведём. В первой декаде августа, — интригуют собеседницы. — Удивим, порадуем гостей. Жаль только, сейчас из местных чувашей лишь три женщины знают, как правильно варить наше пиво, но рецепт в тайне держат, а вот его качество ценится на различных областных фестивалях. На празднике пива представляем также различные поделки, кухню, песни поём на родном языке... Скучно никому не бывает! Конечно, такие мероприятия — дело хлопотное. Но именно национальные праздники да фестивали показывают, насколько разнообразна культура народов Тюменской области. Ещё они помогают заинтересовать молодёжь. Важно, чтобы было кому передать свои традиции!

Любовь Киселёва
Источник: http://www.t-i.ru/article/new/9107
НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЧУВАШИИ ПРОВОДИТ КОНКУРС "ЧУВАШИ НА ВСЮ СТРАНУ"
Категория: Новости, Дата: 13.04.2017, 12:21, Просмотров: (621)
НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЧУВАШИИ ПРОВОДИТ КОНКУРС "ЧУВАШИ НА ВСЮ СТРАНУ"Национальное телевидение Чувашии расширяет свои границы. Теперь телеканал смотрит вся Россия, количество его абонентов сегодня превышает 8 миллионов человек. Коллектив телеканала решил не упускать возможность и объявил конкурс видеороликов "Чуваши на всю страну".
Каждый желающий может прислать видеопривет родным и близким, всей Чувашской Республике. Еженедельно подписчики группы "Национальная телерадиокомпания Чувашии" совместно с коллективом телеканала будут выбирать финалистов конкурса. Лучшие видеоролики будут транслироваться в эфире Национального телевидения Чувашии. Победитель получит шанс побывать в студии телеканала и стать героем информационного сюжета или даже специального репортажа, посвященного итогам конкурса "Чуваши на всю страну".
Конкурс продлится всего месяц.
Напомним, Национальное телевидение Чувашии вещает в спутнике "Триколор" на 823-й кнопке, а Национальное радио Чувашии – на 36-й позиции в списке радиопрограмм.
В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ПРОШЕЛ ДЕНЬ ЧУВАШСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Категория: Новости, Дата: 13.04.2017, 10:13, Просмотров: (631)
Новостной медиаканал Татарстана «ЭФИР-24» сообщает о том, как в Набережных Челнах прошел День чувашской культуры.
…На сцену вышел ансамбль «Чекес». Ансамбль был образован 26 лет назад. Кроме основного состава есть детская группа ансамбля. Тогда же, 26 лет назад, появилась и чувашская община в Набережных Челнах. День чувашской культуры в Челнах проходит ежегодно. Желающие участвовать в жизни общины могут обратиться в Дом дружбы народов «Родник, - сообщает медиаканал «Эфир-24».

Видео-фрагмент выступления ансамбля и комментарии можно увидеть здесь:
http://efir24.tv/all-news/culture/306313_i...huvash_culture/
http://newsvideo.su/video/6372618
ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Категория: Новости, Дата: 12.04.2017, 10:23, Просмотров: (562)
ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

11 апреля в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках расширенного заседания Совета Евразийской ассоциации университетов состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Чувашской Республикой и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Свои подписи в документе поставили ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий и Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев.

Глава Чувашии поблагодарил ректора МГУ за плодотворное взаимодействие. Он обратил внимание, что стабильно высокой остаётся доля выпускников школ Чувашии, поступающих в ведущие высшие учебные заведения страны. Особой популярностью у выпускников школ пользуется Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. На сегодняшний день в МГУ обучаются более 500 выходцев из Чувашии. Наибольшей популярностью пользуются физико-математическое направление, гуманитарные науки, юриспруденция, химическое и биотехнологическое направление, экономика и управление, естественные науки. «Уверен, что соглашение даст новый импульс взаимодействию республики и ведущего вуза России, Московского государственного университета», – подчеркнул Михаил Игнатьев.

Виктор Садовничий отметил, что в Чувашской Республике значительное внимание уделяется развитию системы образования, и поблагодарил Главу республики за плодотворную работу. «Сегодня мы наметили новые горизонты, расширили сотрудничество. Для нас большая честь служить регионам, обмениваться студентами и преподавателями. Россия богата регионами!» – акцентировал ректор МГУ.

Чувашию на Евразийской ассоциации университетов представили министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Юрий Исаев, ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Андрей Александров, советник Главы Чувашской Республики, председатель Совета старейшин при Главе Чувашской Республики, доктор экономических наук, профессор Лев Кураков.

Лев Кураков, как ветеран, долгое время проработавший ректором Чувашского государственного университета, со словами глубокой признательности обратился к Виктору Садовничему за его вклад в сохранение и укрепление высшей школы России. Он отметил, что в тяжелейшие постперестроечные годы, когда в вузах учёным даже заработную плату не выплачивали вовремя, во многом благодаря неравнодушию и инициативе Виктора Садовничева сохранена система высшего образования страны.

Юрий Исаев обратил внимание на значимый вклад ректора МГУ в подготовке кадрового потенциала республики. Так, в Чувашии успешно работают выпускники МГУ: декан факультета прикладной математики, физики и информационных технологий ЧГУ им. И.Н. Ульянова Александр Иваницкий, директор ГУП ЧР «Чувашское книжное издательство» Валерий Комиссаров, доцент кафедры высшей математики ЧГУ им. И.Н. Ульянова Анатолий Сабиров, доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и права Чувашской государственной сельскохозяйственной академии Рената Михайлова, заведующий кафедрой философии и методологии науки ЧГУ им. И.Н. Ульянова Владимир Мукин.

Источник: Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики
Приглашение к обсуждению монографий (работ), допущенных к участию в конкурсе на соискание Госупремий ЧР
Категория: Новости, Дата: 10.04.2017, 17:14, Просмотров: (564)
Приглашение к  обсуждению монографий (работ), допущенных к участию в конкурсе на соискание Госупремий ЧРКомиссия при Главе Чувашской Республики по Государственным премиям Чувашской Республики в области науки и техники приглашает к открытому обсуждению монографий (работ), допущенных к участию в конкурсе на соискание Государственных премий Чувашской Республики в области науки и техники 2016 года.

В области естественных и технических наук:

Монография «Электрическая дуга в электротехнологических установках».

Автор: Миронов Юрий Михайлович, доктор технических наук, профессор кафедры автоматизированных электротехнических установок и систем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

Выдвигающая организация: ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».

Работа «Создание качественного нового индикатора на лобовом стекле ИЛС-28 серия 2 для вертолета МИ-35М».

Авторский коллектив акционерного общества «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко» в составе: Олаева Виталия Алексеевича, кандидата технических наук, директора по науке и перспективным разработкам; Архипова Владимира Алексеевича, кандидата технических наук, заместителя директора по науке и перспективным разработкам; Львова Сергея Пименовича, главного технолога СКТБ; Углова Андрея Александровича, генерального директора; Тимофеева Николая Валерьевича, главного конструктора ТН-3.

Выдвигающая организация: АО «ЭЛАРА».

Научная фундаментальная работа «Разработка нейрогенно-генетической теории этиологии и патогенеза язвенной болезни».

Автор: Иванов Леонид Николаевич, действительный член (академик) Чувашской республиканской общественной организации «Чувашская народная академия наук и искусств», доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

Выдвигающая организация: ЧРОО ЧНАНИ.

В области гуманитарных наук:

Цикл работ «Менталитет и культура чувашского народа в языковой репрезентации», состоящий из двухтомной монографии: «Язык как миропостижение» и «Лингвокультурологический словарь чувашского языка».

Автор: Борисова Людмила Валентиновна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

Выдвигающая организация: ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».

Научное издание «Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики: история и современность».

Автор: Ефимов Лев Архипович, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», доктор исторических наук, профессор.

Выдвигающая организация: ЧРОО ЧНАНИ.

Монография «Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И.Я. Яковлева. Хронологически-документальное исследование».

Автор: Плечов Герольд Никифорович, кандидат философских наук, доцент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Выдвигающая организация: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Научное исследование «Археологическая карта Чувашской Республики».

Авторский коллектив в составе: Михайлова Евгения Петровича, старшего научного сотрудника исторического направления бюджетного научного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Министерства образования и молодежной политики чувашской Республики; Березиной Наталии Степановны, ведущего научного сотрудника исторического направления бюджетного научного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Министерства образования и молодежной политики чувашской Республики, кандидата исторических наук; Березина Александра Юрьевича, младшего научного сотрудника исторического направления бюджетного научного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Министерства образования и молодежной политики чувашской Республики; Мясникова Николая Станиславовича, младшего научного сотрудника исторического направления бюджетного научного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Министерства образования и молодежной политики чувашской Республики, кандидата исторических наук; Каховского Бориса Васильевича, старшего научного сотрудника филиала имени Н.Я. Бичурина Института Дальнего Востока Российской академии наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», кандидата исторических наук.

Выдвигающая организация: БНУ «ЧГИГН».

Комиссия приглашает общественные организации, образовательные организации, деятелей науки, жителей республики к открытому обсуждению представленных работ.

Отзывы, материалы обсуждений, замечания и предложения по допущенным работам просим направлять в Комиссию до 28 апреля 2017 года по адресу: 428004, г.Чебоксары, ул. Лениградская, д.33, кабинет 42, телефон для справок: 64-21-81 или на e-mail: obrazov20@cap.ru.
Трехтомник нашего института «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» представлен к Госпремии ЧР
Категория: ---, Дата: 10.04.2017, 12:45, Просмотров: (589)
Трехтомник  нашего института «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»  представлен к Госпремии ЧРТрехтомник ЧГИГН «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» (авторы Е.П. Михайлов, Н.С. Березина, А.Ю. Березин, С.В. Кузьминых, Н.С. Мясников, В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский; под редакцией Е.П. Михайлова, Н.С. Березиной) представлен в Комиссию при Главе Чувашской Республики по Государственным премиям Чувашской Республики в области науки и техники Чувашский Республики за 2016 год.
Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах -Брокгауз Фридрих Арнольд
Категория: Научный архив, Дата: 8.04.2017, 09:42, Просмотров: (800)

Брокгауз Фридрих Арнольд - (нем. Friedrich Arnold Brockhaus; 4 мая 1772 г., Дортмунд – 20 августа 1823 г., Лейпциг) – немецкий издатель, основатель издательской фирмы Брокгауз и Илья Абрамович Ефрон (1847 г., Вильно, Российская Империя – 19 апреля 1917 г., Петроград, Российская Империя) – один из наиболее известных дореволюционных русских типографов и книгоиздателей. ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ. Из "Энциклопедического словаря" Ф.А. Брокгауз и И.А.Ефрон. 1890-1907 гг.

Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах -Брокгауз Фридрих Арнольд

Булгары (Бр. и Эфр.) - Булгары (или обыкн. болгаре) волжские – народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство, которое в последующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом, слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге, трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании никаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабских писателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине XII в., написал «Историю Булгар»(«Тарих Булгар»), но это сочинение до нас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их истории известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень многие, как Ибн-Фосдан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси, АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют наши летописи, и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты, выбитые в той же столице.
Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать нападения на греков. В тоже время, с которого начинаются достоверные сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губ.).
По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан – первый из арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о них самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города, первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Х века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью арабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того же века, сообщающего также много верных сведений о Б. – Ибн-Дасты, Б. – народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием их была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи, Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией и Индией, после принятия ислама – с аравитянами и, наконец – с хазарами и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи, горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкую монету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45 – 50 коп. на наши деньги, затем кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск, курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б. вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась богатая Биармия, и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между биармийцами, хазарами, аравитянами и друг., очень рано достигли могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру, выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием, свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством; знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом скорее мирным, чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами нападали, и обнаруживали к мирным занятиям – торговле и ремеслам, сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко.

Мурманский областной художественный музей: выставка «Чувашская вышивка Раисы Садаковой»
Категория: Новости, Дата: 7.04.2017, 14:03, Просмотров: (566)
Председатель Чувашской национальной автономии Раиса Садакова много лет занимается чувашской вышивкой, своими руками создает невероятной красоты национальные костюмы. И все до мелочей – монисто, узоры, головные уборы – делает сама. Иногда на такую кропотливую работу уходит больше года. Но потраченного времени не жаль – заодно ремеслу Раиса Степановна обучает и своих внучек.

Раиса Степановна – постоянный участник проводимых в Мурманске мероприятий, касающихся традиционных культур народов Чувашии. Её персональная выставка вышивки представляет собой декоративно-прикладное искусство, среди которого этнические головные уборы Чувашии, платья, полотенца, костюмы. Все работы вышиты самостоятельно руками автора работ. Выставка работает с 24 марта до 23 апреля.
Архивные материалы: Чувашизмы в языке булгар Волги (1925 г.)
Категория: Научный архив, Дата: 7.04.2017, 10:05, Просмотров: (853)
Петров М.П. Чувашизмы в языке булгар Волги (Из доклада Петрова М.П. Происхождение чуваш. От 26 февраля 1925 г.)

В надписях, снятых в 18 веке и в последующие годы, по чтению Ашмарина Н.И., находим следующие чувашские слова:
Булгарское и чувашское kher, общетюркское ki’z’z — ‘девушка, дочь’. Слово это встречается на многих памятниках и на “Байглычевском памятнике”[13];
Булгарское и чувашское ul, i’val, i’vi’l — 'сын’. Встречается на многих камнях;
булгарское и чувашское pelek, palak, pali’k — ‘Знак, примета, могильный столб’. Слово встречается на нескольких камнях. Оно находится в венгерском и южнославянском языках;
булгарское и чувашское zal, sal, sul — ‘Год’;
булгарское и чувашское oyakh, uyakh, oyi’kh, uyi’kh; тюркское ay, oy — ‘месяц’;
булгарское и чувашское kon, kun, тюркское Ko’n — ‘день’;
булгарское и чувашское erne, татарское Atna, башкирское Az’zna — ‘Неделя’;
булгарское и чувашское erne-kun, тюркское Juma — ‘Пятница’.
Далее надписи дают следующие числительные названия у волжских булгар, вполне совпадают с чувашскими:
 

Ikke - 2, pilek – 5 (османское - bagi), s’siche - 7, takhar - 9, vunvatta - 14, vunsiche - 17, vuntakhar - 19, s’sirem tavatta – 24, s’sirem sakar – 28, takharvun ultta – 96, ultser takharvun ultta – 696, s’siche s’ser ikke – 702, s’sich s’ser pilek – 705, s’sich s’ser s’sich”e – 707, s’sich s’ser vuntavatta – 714, s’sich s’ser vuntakhar – 719, s’sich s’ser s’sirem ikke – 722, s’sich s’ser s’sirem pilek – 725,
s’ich s’e’r vuns’ichche
s’ich s’e’r vuntakhar
s’ich s’e’r s’ire’m ikke’
 
s’ich s’e’r s’ire’m pile’k
s’ich s’e’r vunsakka’r
s’ich s’e’r s’ire’m
s’ich s’e’r s’ire’m ta’vatta’
s’ich s’ire’m va’ta’r s’e’r 
 
tavatta – 4, ultta – 6, sakar – 8, vun – 10, vunpilek – 15, vunsakar – 18, sirem – 20, sirem pilek – 25, vatar – 30, s’ser – 100, s’sich ser – 700, s’sich ser tavatta – 704, s’sich s’ser ultta – 706, s’sich ser sakar – 708, s’sich ser vunpilek – 715, s’sich ser vunsakkar – 718, s’sich s’ser s’sirem – 720, s’sich s’ser s’sirem tavatta – 724, s’sich s’ser vatar – 730.
 
БРИТАНСКАЯ ПУБЛИКА С ИНТЕРЕСОМ ОЗНАКОМИЛАСЬ С КРАСОЧНЫМИ АЛЬБОМАМИ ЧУВАШСКОГО КНИЖНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА
Категория: Сайты-партнеры, Дата: 6.04.2017, 22:03, Просмотров: (851)
Чувашское книжное издательство приняло участие в 46-й международной книжной ярмаркеTheLondonBookFair– 2017. Она проходила в Лондоне в старейшем выставочном центре «Олимпия». Это важнейшее событие мировой книжной индустрии, собирающее тысячи профессионалов: издателей, литературных агентов, библиотекарей, книгораспространителей и переводчиков. Участие России в ярмарке LBF–2017 – частьпрограммы «Читай Россию/Read Russia», стартовавшей в 2011 году и направленной на продвижение русской литературы и книгоиздания за рубеж, а такжепрограммы мероприятий Перекрестного года науки и образования России и Великобритании. Проект «Читай Россию/ReadRussia» осуществляется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати). Организаторы программы в Лондоне – Институт перевода и Президентский центр Б.Н. Ельцина.БРИТАНСКАЯ ПУБЛИКА С ИНТЕРЕСОМ ОЗНАКОМИЛАСЬ С КРАСОЧНЫМИ АЛЬБОМАМИ ЧУВАШСКОГО КНИЖНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА
Заместитель директора института Геннадий Николаев дал интервью "Таван радио"
Категория: Новости, Дата: 6.04.2017, 11:28, Просмотров: (597)
Заместитель директора института Геннадий Николаев дал интервью "Таван радио"
Заместитель директора Чувашского государственного института гуманитарных наук по науке и развитию Геннадий Николаев дал интервью радиостанции "Таван радио".
Послушать аудиопередачу можно по ссылках, расположенным ниже:
Чаваш Ен - сулсем тата сынсем (первая часть)
Чаваш Ен - сулсем тата сынсем. Вторая часть[/size]
 
2010 © При использовании материалов сайта ссылка на http://www.chgign.ru обязательна